Как в Алматы проходит сбор подписей за кандидата в президенты РФ Бориса Надеждина

Борис Надеждин — единственный кандидат в президенты России, выступающий с антивоенной повесткой. Как за него собирают подписи в Алматы, узнали журналисты Orda.kz.
Точнее, Надеждин пока не совсем кандидат — чтобы пройти регистрацию в российском Центризбиком, ему нужно собрать не менее 100 тысяч подписей, но не более 2500 из каждого региона. Однако, чтобы их поставить, вовсе не обязательно находиться в России. Подписи могут оставлять и граждане РФ за рубежом. Этой возможностью и воспользовалась группа россиян, живущих в Казахстане. Она создала штаб Надеждина и организовала сбор подписей в Алматы, Астане и внезапно в Каскелене.
В коридоре не стоять
Адрес места, где собирают подписи за Бориса Надеждина, — Гоголя, 86, офис 213 — его сторонники опубликовали в Telegram-канале. Причём сделали пометку «не 13, а 213». И когда приходишь на место, понимаешь, почему: в БЦ, где собирают подписи, легко заблудиться.
Из небольшого кабинета, возле которого стоит флип-чарт с надписью «Наурыз 2024», торчал длинный «хвост» из людей. Который с каждой минутой становился всё длиннее и длиннее.

Люди, которые пришли оставить подписи за Надеждина, приехали в Алматы из разных регионов России: Санкт-Петербурга, Калужской области, Новосибирска. В момент нашего появления у заветного 213-го офиса получился какой-то «день Волги». Один за другим шли люди, прописанные в регионах Поволжья — Нижний Новгород, Самара, Ульяновск, Татарстан... Последний, по словам организаторов, 22 января, в первый день сбора подписей, был в лидерах по числу подписантов.
«У нас вчера даже бланки Татарстана закончились», — говорит главный организатор сбора подписей по имени Александр.

Но у жителей двух регионов подписи не берут — у москвичей и питерцев. Их уже в России набрали с лихвой. По словам Александра, в российской столице подписи оставили около 3000 человек при необходимых 2500. В Алматы счёт подписавшихся за Надеждина идёт на сотни.
«В первый день было 378. Сегодня, я думаю, будет ещё больше. Вчера столько людей в коридоре у нас стояло часов в девять вечера, а сейчас почти середина рабочего дня, а уже столько народу», — рассказывает Александр.
В какой-то момент в кабинет заходит взволнованная женщина, которая начинает что-то эмоционально говорить сборщикам подписей. Оказывается, она — арендатор этого помещения и сдала его сторонникам Надеждина в субаренду.
«В коридоре стоять нельзя, а у вас там целая толпа. Мне уже владельцы здания звонят, ругаются, говорят, людям ходить мешают. У нас есть другой офис, он больше, можете его арендовать», — объясняет женщина.
Александр соглашается. «Хвост» перемещается в другой офис, который оказывается небольшим конференц-залом.

Чтобы россияне ещё больше не запутались, на тот самый офис вешают табличку «Сбор подписей в кабинете 220». А самой частой фразой на какое-то время становится: «Вы ставить подпись? Это до конца и направо».

Чтобы упорядочить поток идущих, организаторы на одном из сервисов создают QR-код для электронной очереди. Потому что люди всё идут и идут. Кто по одному, кто целыми семьями. Организаторы рассказали даже о трёх поколениях женщин, которые пришли подписаться за Надеждина: бабушка и мама — оставить автограф, а маленькая внучка за компанию.
Зачем вам это нужно?
В промежутке между решением проблем с помещением и собственно сбором подписей успеваем отвлечь организаторов. Вопрос к ним в общем-то простой — почему они решили начать сбор подписей за Бориса Надеждина?
«Потому что это наша последняя надежда. Потому что стоит попытаться. Потому что стоит использовать такой вариант сплотиться и вот так выразить протест против всего происходящего», — говорит Анна, одна из волонтёров.
На вопрос, почему лично они решили взяться за сбор подписей, организаторы отвечают по-разному. Александр говорит, что в России среди его знакомых есть те, кто собирает подписи там, и он им решил помочь здесь, в Казахстане.
«А у меня недавно кончилось действие российского паспорта, и чтобы его поменять, нужно ехать в Россию, но я не могу. И подпись поставить тоже не могу. Поэтому решила хотя бы как-то поддержать тех, кто хочет оставить подпись», — объясняет Анна.
У организаторов, кстати, нет никакой атрибутики Надеждина, если не считать таковыми сами подписные бланки. Потому что, по словам Александра, в Казахстане у них всё держится на энтузиазме и собственных средствах.

Светлое будущее
Естественно, у тех, кто стоит в очереди, тоже спрашиваем, почему они пришли подписаться за Надеждина. Учитывая, что большинство из них уехали в Казахстан от войны, вопрос может звучать банально. Но всё же не задать его нельзя.
Кто-то отвечает просто «ради светлого будущего», не особо рисуя контуры этого светлого будущего. Кто-то говорит примерно так же, как волонтёрка Анна — «это наша надежда». Но кто-то объясняет и более развёрнуто.
«В текущей ситуации я считаю, что это правильно. Я думаю, что его вполне могут даже допустить до выборов. Потому что уже резонанс пошёл, столько людей подписи оставили. А на самих выборах ведь люди могут и в пику проголосовать за Надеждина», — говорит подписант из Новосибирска Максим.
Хотя не все столь оптимистичны. Иван из одного из поволжских городов говорит, что у него-то как раз надежды особой нет.
«Даже если Надеждина допустят, я уверен, что ему "нарисуют" столько процентов, сколько посчитают нужным российские власти. Я даже не знаю, пойду ли в итоге на выборы. Но поставить подпись — это возможность показать, что я против того, что они творят».
Официально подписи за Надеждина будут собирать до 25 января, но в Казахстане сегодня фактически последний день. Потом бланки с подписями в Москву повезёт один из сборщиков. Допустят ли Бориса Надеждина до участия в выборах на пост президента России, узнаем уже скоро.
Читайте также:
Лента новостей
- Умер Машкевич — совладелец ERG и Евразийского банка: что теперь будет с империей
- В Туркестанской области на заправке прогремел взрыв
- В Жамбылской области конь устроил панику во время празднования Наурыза
- В Турции не утихают протесты после ареста Экрема Имамоглу – сегодня суд изберет ему меру пресечения
- Умер совладелец ERG и Евразийского банка Александр Машкевич
- Откуда берутся «зайцы» и сколько зарабатывают контролёры? Узнали, как работается тем, кто проверяет ваши билеты
- Весеннее наводнение: какие районы Атырауской области в зоне риска?
- Папа Франциск заново учится говорить после тяжелой пневмонии
- Мировой рекорд установили мангистауцы — фестиваль национальной одежды собрал более пяти тысяч человек
- Звёзды TikTok из Алматы, политические отмены и как казахстанцы защищают Наурыз: чем жили соцсети на этой неделе
- Водозабор «Аксай» в Алматы готов на 80 %
- Уиткофф: мораторий на боевые действия в Черном море могут ввести в течение недели
- Жыл басы – девятый день праздничной декады Наурызнама
- Выкрал детей, разбил все окна: в Шымкенте полицейского обвиняют в издевательствах над женой
- Ситуация на дорогах Казахстана: какие трассы закрыты утром 22 марта
- Кровлю новой школы планировали отремонтировать за 78 млн тенге в Кокшетау
- Дождь и ветер — прогноз погоды на 22 марта
- В Алматы горит сухостой
- Каспий мелеет: масштабы бедствия показали наглядно
- В трёх областях Казахстана закрыты дороги