Как ускорить неотложку: как делят пациентов диспетчеры скорой помощи

cover Фото: elements.envato.com

Почему к одному скорая помощь приезжает за 10 минут, а кто-то ждет более получаса, кто в ответе за летальный исход или ухудшение состояния больного после определения категории срочности, и что советуют медработники службы СМП пациентам - на все вопросы ответили представители пресс-службы Министерства здравоохранения корреспонденту Orda.kz

Работа медицинской помощи для многих людей остается болезненной темой. Сегодня нередко можно встретить обвинения: то диспетчер ведёт себя некорректно, то врачи едут слишком медленно. А бывает и наоборот, что даже оперативная работа СМП не может спасти человека.

Например, 6 марта в Шымкенте около полуночи в скорую помощь поступил звонок от мужчины, который сообщил, что его другу стало очень плохо в машине, и он нуждается в срочной медицинской помощи, сообщил Otyrar.kz.

Бригада подъехала к месту на улицу Жылкышиева и обнаружила лежащего без сознания мужчину на дороге возле автомобиля BMW. Врачам не удалось реанимировать его. По предварительным данным, причиной смерти стала передозировка наркотиками.

Orda.kz связались с сотрудниками управления здравоохранения, которые сообщили, что на самом деле вызов поступил 5 марта в 23:50 от прохожего. Бригада прибыла через 9 минут после звонка на место происшествия.

“Вызов передали на исполнение 15 бригаде интенсивной терапии. По приезде при осмотре врачи отметили признаки биологической смерти”.

О том, что мужчина состоял на учёте в наркологическом диспансере Orda.kz сообщили представители ДП города Шымкент.

“УП Енбекшинского района зарегистрировали факт смерти в ЕРДР (Единый реестр досудебных расследований – прим.ред). Сейчас по делу проводится расследование. Иная информация в соответствии со статье 201 УПК РК "Недопустимость разглашения данных досудебного расследования" разглашению не подлежит".

А в прошлом году в Таразе из-за промедления скорой помощи скончалась женщина с инфарктом. Диспетчер посчитал, что она находится в состоянии алкогольного опьянения. Скорая не приехала вовремя и спасти сердечницу не успела. На станции СМП признали, что вызову могли присвоить не ту категорию, и бригада приехала не по регламенту.

Правила оказания скорой медицинской помощи

Служба скорой медицинской помощи Казахстана состоит из 18 самостоятельных станций, 123 городских подстанций и 291 районного отделения, сообщают в пресс-службе Министерства здравоохранения.

Фото: dknews.kz

“Согласно приказу Минздрава РК от 30 ноября 2020 года «Об утверждении Правил оказания скорой медицинской помощи, в том числе с привлечением медицинской авиации», вызовы  подразделяются на четыре уровня оказания СМП".

В ведомстве подробно отметили, что из себя представляет каждая из категорий. К первой категории срочности вызова относят крайне тяжёлое состояние пациента, который нуждается в срочной медицинской помощи.

“Например, остановка дыхания или сердцебиения, тяжёлые травмы, потеря сознания. Время прибытия бригады скорой медицинской помощи составляет не более 10 минут”.

Ко второй категории относят пациентов с потенциальной угрозой для жизни.

“Это может быть нарушение сердцебиения, тяжёлые отравления или травмы с кровотечением. В таких случаях ожидание скорой помощи займет до 15 минут. Острая боль в животе, ожоги, обморожения или роды могут быть охарактеризованы, как состояние пациента, представляющее потенциальную угрозу для здоровья. Это – третья категория срочности вызова. Бригада медиков прибывает на подобные случаи до 30 минут”.

Если состояние пациента вызвано острым заболеванием или обострением хронического заболевания, то такой вызов относится к четвёртой категории срочности. 

“К таким состояниям относятся: высокая, самостоятельно некупируемая температура, рвота или легкие травмы. Время ожидания врачей может составлять до одного часа”.

Представители пресс-службы Минздрава рассказали, что после поступления вызова от больного, диспетчер станции СМП обрабатывает полученный запрос в течение 5 минут, определяет категорию срочности вызова и назначает фельдшерскую или специализированную бригаду для отправки к пациенту посредством автоматизированной системы управления.

Orda.kz узнала, кто несёт ответственность, если состояние больного ухудшилось, или диспетчер неверно определил категорию срочности вызова, и произошёл летальный исход.

“В случае летального исхода пациента или поступления жалобы на ухудшение здоровья больного по вине медицинского работника, создается комиссия, в состав которой входят представители Комитета медицинского и фармацевтического контроля Министерства здравоохранения РК и независимые эксперты. Если вина медработника доказана, то материалы передаются уже в компетентные органы”.

Каждый звонок оценивается опытным диспетчером-фельдшером службы под контролем старшего врача станции СМП, чтобы правильно была определена экстренность вызова. Но пациент не оповещается, к какой категории срочности его определили, так как это служебная информация ограниченного распространения.

Советы пациентам от медицинских работников

“Вызвать скорую помощь можно с городского телефона по номеру 03, а с мобильного – 103. В беседе с диспетчером, принимающим вызов, объясните, что случилось и сообщите свой точный адрес и особенности проезда к местонахождению больного”.

Также советуют изолировать домашних животных до прибытия бригады, подготовить медицинские документы, паспорт и личные вещи больного. 

“Немаловажно пропускать машины скорой помощи на дорогах с включенными проблесковыми сигналами. В некоторых случаях от скорости прибытия и принятия решения в высокой степени зависят жизнь и здоровье граждан”.

Фото elements.envato.com

Также в Минздраве рассказали, что теперь в состав бригады включён парамедик – человек, прошедший курс профессиональной подготовки по оказанию помощи. 

На сегодня Министерством здравоохранения ведется разработка программы обучения для парамедиков. Обучение будет проходить в форме теоретических занятий и практической подготовки с использованием симуляционного оборудования, чтобы овладеть навыками оказания первой помощи слушателям курса.

“Благодаря нововведениям в качестве «парамедиков» планируется обучить водителей санитарного автотранспорта, которые смогут оказывать неотложную медицинскую помощь в составе фельдшерской и врачебной бригады. Это сократит нагрузку на врача, фельдшера и осуществит дополнительную надбавку к заработной плате водителя”. Сегодня в стране работают более 6000 водителей, которых будут обучать поэтапно".

Для улучшения безопасности бригад и создания благоприятных условий для эффективной коммуникации с пациентом, законодательно закрепили возможность провести аудио-видеофиксацию окружающей обстановки на местах обслуживания пациентов и во время транспортировки пациента в стационар до передачи медицинскому персоналу приемного отделения.

Фото: dknews.kz

Ежегодно служба скорой медицинской помощи РК выполняет от 7 до 8 миллионов вызовов по всей республике, ежедневно на линию выходят порядка 1500 бригад для оказания экстренной медицинской помощи населению страны.

В 2022 году в 10 регионах страны закуплено 306 единиц санитарного автотранспорта, в сёла передано 117. Оснащенность медицинским оборудованием, GPS навигацией санитарного автотранспорта составляет 100%, подчёркивают в Минздраве.

Лента новостей

все новости