Мода на традиции: как современная этноодежда стала выражением национального стиля

cover Архивные фотографии бренда MoonShuaq

В последние годы среди молодёжи Казахстана одежда и аксессуары с этническими мотивами набирают большую популярность. Тема национальной айдентики стала еще более актуальной после мобилизации в России, в результате которой в Казахстан приехали более 400 тысяч россиян. Это повлияло на отношение граждан к языку, культуре и не обошло стороной и моду. Orda.kz рассказывает, как дизайнеры выражают национальную айдентику через призму современной моды.

Наргиз Курмангазина, создательница бренда "Он жеті", говорит, что целью её работы было создать носибельные украшения в национальном стиле, которые могли бы отражать национальную идентичность. 

"В определённые периоды нашей истории, например, во времена Советского Союза, многим людям приходилось «не выделяться». И соответствовать навязанным идеям о том, как должны выглядеть наши народы. Это заставило нас думать, что национальную одежду и украшения нужно носить только по праздникам. Хотя можно все это носить и в повседневной жизни", – делиться дизайнер-ювелир.

Наргиз – студентка Казахского национального университета искусств. Её бренд "Он жеті" изначально создавался лишь как учебный проект, который дальше перерос в коммерческий. Сейчас Наргиз создает украшения в национальном стиле по индивидуальному заказу.

"Все дизайны разрабатываются и изготавливаются вручную. Когда человек приходит со своим запросом, мы разрабатываем заказ вместе. Для этого важно понимать настроение клиента, желаемые формы и мотивы. Немаловажно коллаборировать их с историческим бэкграундом украшений", – говорит девушка.

Наргиз делится, что углубленное изучение казахской культуры и искусства помогло ей создавать украшения, которые не только были бы красивы, но и соответствовали исторической семантике:

"Данных о казахском искусстве на самом деле не так уж много. В поисках вдохновения часто хожу в музеи, читаю книги. Тем самым соскребая из каждой крупицы информации идеи и соединяя их в общую картину. Фундамент бренда – наша тюркская история через мою призму видения. Стоит на самом деле очень дотошно относиться к исторической составляющей. Потому что некоторые национальные орнаменты смотрятся неуместно на определённых украшениях. Даже если бренд создаёт современно, мы не отходим от айдентики".

Дизайнер радуется, что сейчас молодёжь проявляет больший интерес к национальным украшениям. Наргиз считает, что казахстанцы наконец осознали важность традиций, а она и другие дизайнеры вдохнули в них новую жизнь:

"Молодёжь осознаёт важность культурной идентичности. Сейчас очень много крутых артистов, брендов и художников, которые сумели вдохнуть современный взгляд в нашу культуру. У них получилось доказать казахстанцам, что национальные мотивы можно подать актуально и носибельно. Думаю, люди это оценили".

О важности кооперирования этнических мотивов с современными модными реалиями Алишер Бакыт, создатель бренда MoonShuaq, знает не понаслышке. С 2020 года он занимается производством этноодежды для праздников. Но в 2021-м Алишер вместе с командой решили попробовать внедрить её в повседневную жизнь. Так и появились первые современные тюбетейки, которые так полюбились молодёжи.

"Изучая внутренний рынок, мы поняли, что тюбетейки ассоциировались в народе как аксессуар для религиозных людей. Поэтому на рынке нельзя было найти что-то подходящее для современной молодёжи, тем более для женской аудитории", – отмечает Алишер.

Дизайн тюбетеек, начиная от формы и заканчивая декоративными вставками, уникальная задумка. Алишер рассказывает, что они изначально решили не использовать орнаменты и попробовать взглянуть на национальный головной убор с новой стороны: 

"Задумку с созвездием и луной с правой стороны появилась неспроста. Нам полюбилась фраза: "Айың тусын оңыңнан" (пусть тебе сопутствует удача – Прим. ред). Так мы хотели выразить каждому покупателю удачи и светлого пути". 

Форма исконно тюркского головного убора также была выбрана неслучайно: 

"Сама форма тюбетейки напоминает головной убор писателя Абая. Она оказалось универсальной, так как не требовалась размерная линейка. Интересный факт: у нас только один размер на всех тюбетейках. Все спрашивают, как и почему, но возвратов из-за размера у нас не бывает".

С писателем Абаем связана не только форма тюбетейки, но и название бренда – MoonShuaq (луч луны – Прим. ред). Алишер и команда вдохновлялись строчками песни Абая "Желсіз түнде жарық ай".

Как и создательница бренда "Он жеті", Алишер тоже считает, что спрос на одежду и аксессуары вырос, потому что сейчас молодые люди уделяют больше времени изучению себя, своих корней, и это, безусловно, влияет на творчество дизайнеров. Это подтверждают и те, кто носит украшения и тюбетейки с национальными мотивами.

"Шолпы для меня – не просто украшение, дополняющее мой образ. Они раскрывают мою казахскую идентичность. Ведь у шолпы есть свое значение: они были частью воспитания юных девушек. Примерно два года назад, когда ношение шолпы не было столь популярным, как сейчас, окружающие всегда обращали внимания на меня, и спрашивали, где я их купила. Радует, что молодёжь носит национальные украшения, и, соответственно, производителей стало больше. Почти у всех моих подруг есть по крайней мере одно этническое украшение, что не может не радовать", – делится Жансая, обладательница аксессуаров в казахском стиле.

Сейчас традиционные для кочевников мотивы можно заметить не только на улицах Казахстана, но и в рекламных кампейнах известных мировых брендов. Так, в конце 2022 года жители Центральной Азии стали свидетелями появления рекламы новой коллекции французского бренда Dior, в которой модель сидит верхом на коне, а к седлу привязан шарф с исконно тюркскими мотивами. Позже французский бренд Louis Vuitton объявил об открытии зимнего pop-up store в Швейцарии, спроектированного в виде юрты.

Лента новостей

все новости