Как сотовые гиганты решат проблемы с «белыми пятнами» в Казахстане

cover

Лидеры компаний сотовых операторов обсудили развитие телекоммуникационной индустрии и улучшение качества связи в Казахстане.

11 августа на площадке Службы центральных коммуникаций в Астане состоялась долгожданная пресс-конференция, где главы компаний сотовых операторов обсудили дальнейшее развитие отрасли и острые, неудобные вопросы.

Главный исполнительный директор Beeline Казахстан Евгений Настрадин сразу озвучил основной проблемный вопрос: очень быстро растёт потребление мобильного интернета и это вызывает нагрузку на сеть. За прошлый год абоненты Beeline Казахстан потратили свыше 1,5 тысяч петабайт, во всём YouTube – половина от этого, только вдумайтесь, сказал Евгений Настрадин.

«Мы не перестаём инвестировать средства в улучшение покрытия, мы устанавливаем дополнительные станции, за пять лет количество базовых станций выросло на 90% (…) Если говорить о деньгах, то с 2020 по 2022 год наши вложения составили более 220 млрд тенге. При этом жалобы и запросы со стороны клиентов и регулятора говорят о том, что этих инвестиций недостаточно. Мы увеличили в этом году инвестиции на 30%, и продолжаем расширять дорожные карты, где скоро интернет появится. Но тут нам нужна помощь со стороны регулятора: на сегодняшний день установка базовых станций на крышах домов или поблизости требует разрешения жильцов. Это очень сдерживает наши усилия, более того, из-за радиофобов приходится демонтировать станции. Нужно вносить упрощение строительства опор», - говорит главный исполнительный директор Beeline Казахстан Евгений Настрадин.

Настрадин предлагает разрешать ставить станции интернета наравне с фонарными столбами. И тогда множество «белых пятен» без интернета в стране уменьшится, убеждён он. Но здесь нужна помощь и содействие регулятора. Эксперты сошлись во мнении, что стоимость тарифов на мобильную связь и интернет справедлива и складывается из себестоимости и инвестиций в поддержание работы сети. Покупают оборудование сотовые компании за рубежом и за такие же деньги, как гиганты мировой отрасли. Только последние в свою очередь получают огромные скидки из-за объёмов, а нашим приходится соглашаться на установленную сумму. 

«Сейчас мы активно фокусируемся на закрытии «белых пятен», о которых говорят все коллеги. Это локации, где есть проблемы со связью. По сути, это места, где нужно поставить или заменить новое оборудование, этими целями мы займёмся в ближайшие два года. Что касается 5G, наша компания выиграла открытый аукцион и получила разрешение на разворачивание этой технологии. Она позволит удовлетворить тот растущий трафик, который мы имеем на сегодняшний день в стране. За полгода наш трафик вырос на 24%, и технология 5G с точки зрения спектральной эффективности позволит обрабатывать этот растущий объём трафика, работы в этом направлении сейчас активно ведутся», - рассказал генеральный директор «Мобайл Телеком-Сервис (Tele2/Altel)» Сергей Коньков.

Главный директор по инновациям АО «Казахтелеком» Нурлан Мейрманов, взяв слово, сразу напомнил, что «все суждения, которые обсуждаются сейчас в журналистской среде и среди псевдоспециалистов не основаны на цифрах». И он решил их привести.

«Мы сейчас обслуживаем 1 млн 750 тысяч абонентов, они подключены к технологии оптики и медным технологиям. Так вот, потребление одного абонента по оптической сети 1,5 терабайт. Это больше, чем 300 гигабайт на одно домохозяйство в месяц. В целом, я считаю, что у нас потребление интернета очень высокое, наши абоненты тратят 75% на социальные сети, развлечения, кино. То есть 75% в нашей стране – это потребление мультимедийного трафика. Люди пытаются всё просмотреть в интернете, и это большая нагрузка на сети (…) К проблемам должны подключаться все ведомства, а строящиеся дома и офисные здания заранее должны оснащаться каналами и площадью для станций. Это должно стать ответственностью для градостроительных управлений и застройщиков», - сказал Нурлан Мейрманов.

Выслушав все проблемные вопросы и принимая во внимание вопросы граждан касательно качества и скорости интернета, вице-министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК Асхат Оразбек отметил:

«На главной странице портала E-otinish был выведен раздел «Проблемы с интернетом», где каждый гражданин может оставить своё обращение в госорган для принятия мер. По данным GSMA Intelligence на конец 2022 года среднемировое потребление мобильного трафика абонентом составляет 12 Гб, тогда как в Казахстане этот показатель равен 17,2 Гб. Казахстанцы тратят больше трафика, чем жители Сингапура, Турции, Италии и многих других стран. Даже без учёта внедрения 5G мобильный трафик в Казахстане рос с темпами от 60% в 2019-м до 21% в 2022 году, и этот тренд продолжается. А это колоссальная нагрузка на мобильные сети 4G/5G», - резюмировал Оразбек, заверив, что проблемы системно решаются. 

Согласно официальным данным, за 2022 год абоненты мобильных операторов потребили 4398 петабайт мобильных данных. А за шесть месяцев 2023 года 2513 петабайт. Операторы связи уверены, что такой высокий уровень использования интернета и постоянная динамика роста трафика демонстрирует позитивные тенденции прогресса для страны и общества. Доступность сервисов и возможность онлайн работы и учёбы находится в постоянной работе у сотовых операторов и властей, заверили участники конференции.

Лента новостей

все новости