История для школьников. Как переписать учебники

cover

На днях министерство образования и науки анонсировало грядущие изменения в школьных учебниках по истории Казахстана и всемирной истории. В учебниках теперь будет усилен акцент на определённых идеологически важных вопросах и появятся новые темы, содержащие информацию о процессах, происходящих в современном мире. Стимулом для изменений стала критика со стороны главы государства.

Отечественные учебники по истории ругают постоянно. Главным их недостатком люди обычно называют скучные тексты, сложные для детского восприятия. Соответственно, выход из ситуации видится довольно простым.

Надо, мол, лишь привлечь к написанию новых авторов, которые за счёт писательского таланта сумеют преподнести историю детям в увлекательной и доступной форме.

Иллюстративное изображение litnet.com

Однако учебники пишутся в соответствии с государственными стандартами и учебными программами. Любой автор может «творить» лишь в жёстких рамках установленных требований. В каждом учебнике необходимо отразить полный перечень утверждённых вопросов и тем. Иначе учебник попросту не пройдёт экспертизу.

Причём логика чиновников от образования ясна: учебники должны дать детям материал, необходимый для успешной сдачи экзаменов.

В этой связи поделюсь недавним личным опытом. Недавно мой сын сдавал (и, к счастью, успешно сдал) экзамены в одну из школ «для одарённых детей». Я же получил возможность в ходе его подготовки ознакомиться с примерными тестовыми вопросами.

Вот некоторые из них: В каком году на территории Монголии был основан Восточный Тюркский каганат? Государство, существовавшее в 942-1212 гг.? Какой персидский историк писал о кимаках? Какой народ в русских летописях называли «торками»? В какое государство направил посольство в 1594 г. Тауекел-хан? Казахский хан, боровшийся с джунгарами и героически погибший в 1652 г.? 

Это не пристрастная выборка, это вполне типичные вопросы по отечественной истории для шестиклассников. Здесь нет каких-то эпических фейлов. Они вполне корректны с формальной точки зрения, и для профессиональных историков ответить на них не составит труда.

У них в головах есть (должна быть) цельная картина процессов и событий, происходивших на территории Казахстана в течение тысячелетий. Для того они всю жизнь и изучают исторические источники и научные труды.      

Но для детей с такой формой проверки знаний просто нет иного пути подготовки, кроме зубрежки. Как говорил грузинский учитель в старом анекдоте: Дети, это невозможно понять – это необходимо запомнить!

Я, разумеется, далёк от мысли, что целью таких тестов является сознательное оглупление общества. Могу предположить, что таким образом правительство проводит профилактику болезни Альцгеймера в стране. Или они обусловлены какими-то другими, тайными, но благими намерениями.   

Существующие учебники худо ли, бедно ли, но справляются с задачей изложения материала, необходимого для таких экзаменов. Вся нужная информация там есть. Требовать при этом с авторов ещё и интересного чтива крайне немилосердно. Тут даже автор «Краткого курса ВКП(б)» не справился бы.      

Интересная книга – это не только стилистика, но и подбор соответствующих фактов, интерпретация и аргументация, общая структура работы. В наших условиях также обязательное условие – это не увеличение, а кардинальное сокращение содержащейся в учебниках информации.

Естественно, для начала необходимо полностью пересмотреть государственные стандарты и учебные программы, которые, по сути, являются калькой учебных программ исторических факультетов в вузах.

Не нужно школьникам знать о каждой стоянке первобытного человека на территории Казахстана, о каждом правителе Тюркского каганата, о каждом средневековом городе, о каждом батыре.

Достаточно будет, если большинство детей после окончания школы будет чётко сознавать значение всего десяти ключевых событий отечественной истории, понимать историческую роль всего десяти выдающихся личностей. Но зато это будут знания на всю жизнь. Для некоторых же это будет фундамент для дальнейшего развития интереса в этой области.   

Отдельно следует остановиться на тестовой форме экзаменов. Она часто и справедливо подвергается критике, поскольку действительно не совсем удобна для гуманитарных дисциплин. Но даже при этом вопросы можно формулировать таким образом, чтобы проверять не знание дат, названий и имён, а понимание причинно-следственных связей между событиями и процессами, смысла различных явлений в жизни общества в тот или иной исторический период.  

Предлагаю просто навскидку: Чем было обусловлено возникновение и превалирование кочевого скотоводства на территории Казахстана? Какие причины привели к расцвету городов в эпоху Тюркского каганата? Чем объяснялось превосходство войск Чингисхана над противниками? Кто такие батыры? Кто такие бии? Что такое курултай? Какие функции осуществляли в традиционном казахском обществе сословия торе и кожа? Причины масштабного крестьянского переселения в Казахстан в конце XIX-начале XX веков? Каковы экономические и экологические последствия советской кампании по освоению «целинных земель» в Казахстане?

Понятно, что претворить в жизнь подобное решение крайне непросто. Я лично, озвучив свою позицию на одном из мероприятий историков, удостоился хорошей отповеди со стороны аксакалов, интерпретировавших мое мнение как призыв вычеркнуть из истории имена многих достойных сыновей и дочерей казахского народа.

Мои аргументы, что именно переизбыток навязываемой детям информации в реальности порождает невежество, были отвергнуты не в рациональной, а в эмоциональной форме.

Но для того общество и делегирует государству право на власть, чтобы в том числе преодолевать сопротивление различных групп, дежурящих у шлагбаумов на пути модернизации. Об этом, кстати, тоже нужно рассказывать в учебниках.

Автор: Радик Темиргалиев

Лента новостей

все новости