Как опустошают Нацфонд, чтобы строить плохие дороги в Северо-Казахстанской области
В Северо-Казахстанской области выделили 2,6 млрд тенге на ремонт дорог между сёлами Жамбылского района. Почти 70% заложенного бюджета составляют трансферты из Национального фонда. Большинство конкурсов выиграла одна и та же компания, а жители жалуются на отвратительное качество дорог. Корреспондент Orda.kz изучил договоры и выяснил, кто несёт ответственность за плохую работу.
Акимат Жамбылского района Северо-Казахстанской области опубликовал конкурсы на ремонт дорог ещё в прошлом году. Четыре из пяти самых крупных лотов выиграло ТОО «Норд Жолдары», общая сумма договоров составила почти 2,4 млрд тенге.
Строительство дорог сейчас в самом разгаре. Сравнительная таблица показывает сумму заключённого договора, сколько из этой суммы составляют трансферты из Нацфонда. Помимо этого, в ней указаны локация и длина ремонтируемого участка, название подрядчика.
Общая сумма договора | Трансферты из Нацфонда | Место ремонта | Длина участка | Поставщик | |
1 | 436 млн тенге | 313 млн тенге | Пресновка – Кайранкол – Петровка – Жанажол – станция Баумана | 0-11 км | ТОО "Норд Жолдары" |
2 | 760 млн тенге | 225 млн тенге | Пресновка – Архангелка – Троицкое | 13,2-23,2 км | ТОО "Норд Жолдары" |
3 | 780 млн тенге | 689 млн тенге | Пресновка – Кайранколь – Петровка – Жанажол – станция Баумана | 30-65 км | ТОО "Норд Жолдары" |
4 | 393 млн тенге | 390 млн тенге | Подъезд к селу Будённое | 0-8 км | ТОО "Норд Жолдары" |
5 | 245 млн тенге | 245 млн тенге | Подъезд к селу Майбалык | 0-12 км | ТОО "Новинтех" |
Жители сёл обратились в государственные органы и СМИ с жалобами на то, что дорога на участке Пресновка – Кайранколь – Петровка – Жанажол – станция Баумана (договор №3 в таблице) строится не по нормативам и с отклонениями от утверждённого проекта.
Кто несёт ответственность за некачественную работу?
ТОО «ДорМостПроект» как автор проекта несёт ответственность за правильность технических решений, объёмов работ, смет, расчётов, применяемых единичных расценок, прейскурантов и калькуляций.
Проектировщик вместе с представителем акимата при составлении дефектов выявил, что у дорог отсутствовало покрытие, присутствовали сырые и снегозаносимые участки, водопропускные трубы находились в неудовлетворительном состоянии.
В связи с чем «ДорМостПроект» назначил подрядчику сделать:
- Подъёмку и уширение земляного полотна;
- Восстановление гравийных покрытий с добавлением материала;
- Укрепление обочин;
- Обустройство дороги дорожными знаками, разметкой, ограждениями и светофорами;
- Полную перестройку водопропускной трубы.
За разработку технической документации ТОО «ДорМостПроект» получило 6 млн тенге.
Конкурс на ремонтные работы выиграло ТОО «Норд Жолдары». Компания должна завершить работы к августу 2022 года – так указано в конкурсной документации. Подрядчику уже выплачен 291 млн тенге, однако сельчане утверждают, что дорога сделана некачественно, и в таком состоянии её оставлять нельзя.
По словам жителей, ремонт производится с нарушениями действующих строительных норм и с отклонениями от утверждённой проектно-сметной документации: не на всём участке производится срезка грунта – «корыто», не была произведена планировка верха земельного полотна, из-за чего со временем весь щебень окажется на обочине.
«В используемом материале (щебне) присутствуют булыжники до 20 сантиметров. Также не была сделана временная объездная дорога.
Послойная укатка щебня производиться некачественно, а именно мы не видели тяжёлых катков. Ходят небольшие катки с небольшим количеством проходов, что тоже влияет на качество утрамбовки. Толщина укатанного щебня неодинакова, полагаем, что его экономят. Дорога эта находится на подъезде к элеватору, соответственно там будет ходить тяжёлая техника, которую такой ремонт долго не выдержит».
Из письма жителей сёл Баумана, Каракамыс, Озёрное и Жалтырша
Журналист Асхат Ниязов съездил в Жамбылский район и снял видео о скандальных дорогах. Асхат встретился с акимами района и области, а также с самим подрядчиком. Самое абсурдное: у машины подрядчика лопнуло колесо, когда он доказывал, что по отремонтированной дороге можно ездить со скоростью 120–130 км/час.
Надзор за таким строительством осуществляет ТОО «Әсем-Құрылыс-Қызылорда». Его услуги оценили в 23,8 млн тенге. Помимо проверки со стороны надзорной компании, государственному заказчику даётся 30 дней со дня выставления акта выполненных работ, чтобы он проверил их качество, прежде чем оплачивать.
Ещё более возмутительным ситуацию делает тот факт, что 70% бюджета работ составили трансферты из Национального фонда.
Что не так с целевыми трансфертами из Нацфонда?
Национальный фонд Республики Казахстан был создан в 2000 году, чтобы сберегать сверхприбыль от нефти для будущего поколения и стабилизировать экономику.
Средства Фонда могут быть использованы на три цели:
- гарантированный трансферт в республиканский бюджет,
- расходы, связанные с работой Фонда,
- целевые трансферты.
Гарантированный трансферт из Национального фонда направляется на выплату солидарных пенсий, государственных базовых пенсионных выплат из республиканского бюджета. А целевой трансферт можно взять для решения социально-экономических проблем. Удивительно, но оба вида трансфертов были использованы, чтобы покрыть стоимость строительства дорог в Северо-Казахстанской области.
Наталья Годунова, председатель Счётного комитета, заявила, что с 2015 года Нацфонд находится в активной фазе потребления, а в 2021 году из Нацфонда взяли больше денег, чем положили:
«Несмотря на поручение главы государства о том, что республиканский бюджет не должен опираться на использование средств Нацфонда, в 2021 году потратили 4,5 трлн тенге, тогда как поступления составили 4,3 трлн. Согласно законодательству, выделение трансфертов должно обеспечиваться только на предусмотренные в концепции направления, а 30%-ный неснижаемый остаток должен быть неприкасаемым».
Наталья Годунова
Как ни странно, но деньги имеют свойство заканчиваться. Национальный фонд – не исключение. Однако, вместо того, чтобы собирать, государство берёт деньги из самой драгоценной копилки в стране и бездумно тратит их.
Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!
Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.
Лента новостей
- Об инвестициях в размере $180 млн договорился Бектенов с турецкими бизнесменами
- Уехал на лошади и исчез: вторые сутки ищут скотника в области Жетысу
- «Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений»: ЛГБТИК-сообщество Казахстана сделало заявление
- Компания RAMS QAZAQSTAN направила 500 миллионов тенге пострадавшим от паводков
- Единый классный час пройдёт в казахстанских школах
- В Атырау поджигателю грозит пожизненный срок
- В Жамбылской области мальчик подвергся надругательству со стороны старшеклассника: чиновникам объявили выговор
- Reuters: Россия грозит остановить транзит казахстанской нефти в Германию
- «Сами виноваты»: VIP-городок у резиденции президента затопило в Уральске. А резиденцию не затопило
- Обнаружили изменения в половых органах: отца подозревают в изнасиловании двойняшек в Атырау
- В школах Актау отменили последний звонок
- Журналист Пивоваров выпустил большую документалку про Казахстан
- Процесс над Бишимбаевым стал поворотным моментом для Казахстана – Washington Post
- Дискуссии по языку, этнополитика и паводки — о чём говорил Токаев на сессии АНК
- Поезд ушёл? Возможно, ВОЗ скоро одобрит казахстанскую вакцину от коронавируса
- Пострадавшие от паводка смогут обращаться за помощью через сайт
- Наурызбай Байкадамов избран депутатом Сената вместо Акмарал Альназаровой
- Что будет с заводом по производству вакцины от коронавируса, рассказали в Минздраве
- Пилота-наркомана авиакомпании Air Astana отстранили от полётов
- В Алматы загорелся автобус