Как опустошают Нацфонд, чтобы строить плохие дороги в Северо-Казахстанской области

cover Фото pexels.com

В Северо-Казахстанской области выделили 2,6 млрд тенге на ремонт дорог между сёлами Жамбылского района. Почти 70% заложенного бюджета составляют трансферты из Национального фонда. Большинство конкурсов выиграла одна и та же компания, а жители жалуются на отвратительное качество дорог. Корреспондент Orda.kz изучил договоры и выяснил, кто несёт ответственность за плохую работу.

Акимат Жамбылского района Северо-Казахстанской области опубликовал конкурсы на ремонт дорог ещё в прошлом году. Четыре из пяти самых крупных лотов выиграло ТОО «Норд Жолдары», общая сумма договоров составила почти 2,4 млрд тенге.

Строительство дорог сейчас в самом разгаре. Сравнительная таблица показывает сумму заключённого договора, сколько из этой суммы составляют трансферты из Нацфонда. Помимо этого, в ней указаны локация и длина ремонтируемого участка, название подрядчика.

Общая сумма договораТрансферты из НацфондаМесто ремонтаДлина участкаПоставщик
1436 млн тенге313 млн тенгеПресновка – Кайранкол – Петровка – Жанажол – станция Баумана0-11 км ТОО "Норд Жолдары"
2760 млн тенге225 млн тенгеПресновка – Архангелка – Троицкое13,2-23,2 кмТОО "Норд Жолдары"
3780 млн тенге689 млн тенгеПресновка – Кайранколь – Петровка – Жанажол – станция Баумана 30-65 кмТОО "Норд Жолдары"
4393 млн тенге 390 млн тенгеПодъезд к селу Будённое 0-8 кмТОО "Норд Жолдары"
5245 млн тенге245 млн тенге Подъезд к селу Майбалык0-12 кмТОО "Новинтех"

Жители сёл обратились в государственные органы и СМИ с жалобами на то, что дорога на участке Пресновка – Кайранколь – Петровка – Жанажол – станция Баумана (договор №3 в таблице) строится не по нормативам и с отклонениями от утверждённого проекта.

Кто несёт ответственность за некачественную работу?

ТОО «ДорМостПроект» как автор проекта несёт ответственность за правильность технических решений, объёмов работ, смет, расчётов, применяемых единичных расценок, прейскурантов и калькуляций.

Источник фото: скриншот с технической документации

Проектировщик вместе с представителем акимата при составлении дефектов выявил, что у дорог отсутствовало покрытие, присутствовали сырые и снегозаносимые участки, водопропускные трубы находились в неудовлетворительном состоянии.

В связи с чем «ДорМостПроект» назначил подрядчику сделать:

  • Подъёмку и уширение земляного полотна;
  • Восстановление гравийных покрытий с добавлением материала;
  • Укрепление обочин;
  • Обустройство дороги дорожными знаками, разметкой, ограждениями и светофорами;
  • Полную перестройку водопропускной трубы.

За разработку технической документации ТОО «ДорМостПроект» получило 6 млн тенге.

Дефекты водопропускных сооружений. Скриншот с технической документации

Конкурс на ремонтные работы выиграло ТОО «Норд Жолдары». Компания должна завершить работы к августу 2022 года – так указано в конкурсной документации. Подрядчику уже выплачен 291 млн тенге, однако сельчане утверждают, что дорога сделана некачественно, и в таком состоянии её оставлять нельзя.

По словам жителей, ремонт производится с нарушениями действующих строительных норм и с отклонениями от утверждённой проектно-сметной документации: не на всём участке производится срезка грунта – «корыто», не была произведена планировка верха земельного полотна, из-за чего со временем весь щебень окажется на обочине.

«В используемом материале (щебне) присутствуют булыжники до 20 сантиметров. Также не была сделана временная объездная дорога.

Послойная укатка щебня производиться некачественно, а именно мы не видели тяжёлых катков. Ходят небольшие катки с небольшим количеством проходов, что тоже влияет на качество утрамбовки. Толщина укатанного щебня неодинакова, полагаем, что его экономят. Дорога эта находится на подъезде к элеватору, соответственно там будет ходить тяжёлая техника, которую такой ремонт долго не выдержит». 

Из письма жителей сёл Баумана, Каракамыс, Озёрное и Жалтырша
Ремонтируемый участок. Скриншот с технической документации.

Журналист Асхат Ниязов съездил в Жамбылский район и снял видео о скандальных дорогах. Асхат встретился с акимами района и области, а также с самим подрядчиком. Самое абсурдное: у машины подрядчика лопнуло колесо, когда он доказывал, что по отремонтированной дороге можно ездить со скоростью 120–130 км/час.

Надзор за таким строительством осуществляет ТОО «Әсем-Құрылыс-Қызылорда». Его услуги оценили в 23,8 млн тенге. Помимо проверки со стороны надзорной компании, государственному заказчику даётся 30 дней со дня выставления акта выполненных работ, чтобы он проверил их качество, прежде чем оплачивать.

Ещё более возмутительным ситуацию делает тот факт, что 70% бюджета работ составили трансферты из Национального фонда.

Что не так с целевыми трансфертами из Нацфонда?

Национальный фонд Республики Казахстан был создан в 2000 году, чтобы сберегать сверхприбыль от нефти для будущего поколения и стабилизировать экономику.

Средства Фонда могут быть использованы на три цели:

  1. гарантированный трансферт в республиканский бюджет,
  2. расходы, связанные с работой Фонда,
  3. целевые трансферты.

Гарантированный трансферт из Национального фонда направляется на выплату солидарных пенсий, государственных базовых пенсионных выплат из республиканского бюджета. А целевой трансферт можно взять для решения социально-экономических проблем. Удивительно, но оба вида трансфертов были использованы, чтобы покрыть стоимость строительства дорог в Северо-Казахстанской области.

Наталья Годунова, председатель Счётного комитета, заявила, что с 2015 года Нацфонд находится в активной фазе потребления, а в 2021 году из Нацфонда взяли больше денег, чем положили:

«Несмотря на поручение главы государства о том, что республиканский бюджет не должен опираться на использование средств Нацфонда, в 2021 году потратили 4,5 трлн тенге, тогда как поступления составили 4,3 трлн. Согласно законодательству, выделение трансфертов должно обеспечиваться только на предусмотренные в концепции направления, а 30%-ный неснижаемый остаток должен быть неприкасаемым».

Наталья Годунова

Как ни странно, но деньги имеют свойство заканчиваться. Национальный фонд – не исключение. Однако, вместо того, чтобы собирать, государство берёт деньги из самой драгоценной копилки в стране и бездумно тратит их.

Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.

Лента новостей

все новости