Как кино, спонсируемое из казны, пылится на полках

cover

В Казахстанском пресс-клубе прошёл брифинг с участием создателей фильма «Мама, я живая!». Авторы ленты рассказали о проблемах с прокатом и порочными бюрократическими кругами в ГЦПНК.

Фильм стал заключительной частью социальной кинотрилогии «Безграничные возможности», в создании которой участвовали лица с инвалидностью. Первый фильм трилогии был снят на частные средства, но для производства второго и третьего фильма создателям удалось получить государственную поддержку. Фильм прошёл питчинг от Государственного центра поддержки кино (ГЦПНК) в 2020 году и получил финансирование.

Режиссёр Азизжан Заиров рассказал, что съёмки завершились в этом году, но фильм так и не вышел в широкий прокат, а все показы фильма были организованы при помощи волонтёров и неравнодушных граждан.

Трудности, по словам продюсера Мухамеда Мамырбекова, начались сразу после окончания съёмок. Сначала экспертная комиссия не явилась на презентацию чернового варианта картины. Пришёл только Бауржан Шукенов, заместитель председателя ГЦПНК. А на премьеру готового фильма, организованную специально для экспертной комиссии, не пришёл даже он. Проект в итоге не приняли, потому что в титрах министерство культуры было указано слишком низко, а создателей оштрафовали на 400 тысяч тенге.

Когда титры были исправлены, создателям в прокате отказали компания «Меломан» и сеть «Кинопарк», заявив, что фильм не представляет для них коммерческого интереса. Однако, по словам авторов картины, настоящей причиной отказа стали «несложившиеся отношения» с ГЦПНК. Именно из-за отношений с ГЦПНК дистрибьюторы отказываются брать фильмы, снятые при поддержке Минкульта, считают создатели.

Однако на деле мы видим, что многие проекты, снятые при поддержке ГЦПНК, находят свой путь в кинотеатры.

Когда создатели обратились за помощью в прокате в ГЦПНК, им ответили, что готовится программа господдержки некоммерческих фильмов. Но для того чтобы твой фильм получил поддержку, его должны признать «национальным». А национальным фильмом он может стать, помимо прочих требований, если у него будет договор с прокатчиком. На жалобы создателей о том, что прокатчики от сотрудничества отказываются, в ГЦПНК предложили заключить фиктивный договор, для галочки.

Азизжан Заиров также рассказал, что на полках лежит огромное количество социальных картин, снятых при государственной поддержке. В связи с этим режиссёр предложил организовать фестиваль социального кино, на котором покажут все социальные картины, так и не нашедшие своего зрителя.

Все перечисленные проблемные вопросы были записаны в обращение, которое было направлено министру культуры Даурену Абаеву.

Лента новостей

все новости