Как «игнорят» Багдата Мусина «помогайки» в ЦОНах?

cover

Руководители ЦОНов не вняли словам министра цифрового развития и аэрокосмической промышленности Багдата Мусина. На заднем дворе ЦОНа Турксибского района Алматы процветает рынок, где торгуют госуслугами направо и налево. Тут можно найти закрытые базы данных, и за деньги получить любую справку и информацию. О какой сохранности личных данных в стране может идти речь? Разбирается журналист ORDA. Дарья Третьякова.

В связи с карантином ЦОНы сократили время работы до пяти часов вечера. Но желающие могут получить госуслуги, обойдя основное здание. В маленьких вагончиках сидят «помогайки» и продают государственные услуги любому желающему. Насколько законен этот бизнес, и правда, ли что его «крышуют» на самом верху?

«Помогайки» возвращаются!

Еще 10 лет назад поход в ЦОН был пыткой, каждый гражданин имел своего «помогайку», который мог решить любую проблему за определенную сумму в обход очередей. Стоило подойти к зданию ЦОНа, как тут же появлялся человек и предлагал услугу.

Цены у «помогаек» росли пропорционально длине очередей.

Было очевидно, что создаются невыносимые условия для того, чтобы процветал этот «теневой бизнес». Армия «помогаек» была настолько многочисленной, что бороться с ней пришлось много лет. А для зачистки рядов сотрудников ЦОНов потребовались жесткие меры. Проверки прокуратуры, расследования.

Разорвать эту коррупционную схему удалось, но с кресел директоров повылетало не мало. Сами же ЦОНы «перекидывали» с одного министерства в другое, чтобы реформы все-таки завершились.

С введением принципа «одного окна» и электронных очередей, проблему удалось решить. Казалось бы, «кошмарный ЦОН», как тогда писали СМИ, остался в прошлом. На смену пришли цивилизованные и цифровизированные государственные услуги. Все стало прозрачным, четко регламентированным. Однако, спустя много лет, «помогайки» вернулись на свои позиции.

ЦОНы в вагончиках

Без пяти пять. Мы подходим к зданию Центра обслуживания населения Турксибского района. У закрытых дверей стоит толпа людей, многие недовольны. Кто-то приехал издалека, отпросился с работы, но ЦОН не принимает граждан в связи с карантином после 17. 00. Люди не намерены расходиться в надежде, что их все-таки обслужат. Вскоре появляется человек, который сообщает, что услуги получить можно, стоит только обойти здание.

«Помогайки» сзади ЦОНа

У вас что? ЭЦП? Регистрация? – там со двора в вагончик идите, вам все быстро сделают…

Люди недоверчиво переглядываются, но все-таки некоторые идут за проводником.  Я направляюсь тоже. У меня включена камера. Под вывесками «бальзамы», «переводы», «услуги» здесь, невзирая на все карантинные меры работают, как они сами себя называют,  частные центры по обслуживанию населения. Заходим в один из них. И попадаем в импровизированный кабинет, на столе компьютер, принтер, веб-камера.

Мужчина в спортивном костюме говорит, что может предоставить любую услугу, как привычный ЦОН. Все по-настоящему. Только за деньги.

При этом цены тут нефиксированные, можно торговаться, все зависит от аппетитов «услугодателя» и возможностей клиента. 

Регистрация от пяти тысяч тенге, ЭЦП можно выторговать за тысячу тенге, справка о пенсионных отчислениях от трех тысяч тенге. Заходит пара, которая получает бесплатные государственные услуги за 10 тысяч тенге. Насколько это законно?

Мужчина в спортивном костюме говорит, что все законно.  Деньги нужно перевести на каспий-номер. При этом он названивает кому-то из «системы», сообщая данные клиентов, передает видео по камере.

До слов министра – как до космоса…

Министр цифрового развития и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин в конце прошлого года лично посетил некоторые ЦОНы с внезапной проверкой. И был шокирован работой подведомственных служб. Ему даже пришлось лично извиниться перед казахстанцами за такую работу ЦОНов. Он поручил навести порядок.

«В очередной раз понял: ездить, когда тебя не ждут – самый эффективный способ ознакомиться с обстановкой. Около ЦОНов наплодились «помогайки», ларьки, где помогают выпустить ЭЦП и получить услуги eGov за деньги. В период пика пандемии закрыли зоны самообслуживания в ЦОНах, но сейчас уже видно, что это далеко не правильное решение. Ведь люди в этих ларьках теперь толпятся, риск заражения никуда не ушел, еще и деньги теперь приходится платить за услуги, которые получали бесплатно», – написал тогда Мусин в Facebook.

Также министр проверил санузлы ЦОНов и дал необычное распоряжение: ввести практику фотографировать санузлы каждый час, отправлять фото руководителям и в ситуационный центр.

Также он поручил лишить роскошных кабинетов с отдельными персональными санузлами региональных и районных руководителей НАО «Правительство для граждан», сказав, что  руководитель с клиентом должны ходить в один санузел. Но послушали ли министра в ЦОНах?

С той легендарной поездки, когда Мусин лично ходил по туалетам и задворкам ЦОНов прошло уже три месяца. Каков же результат? Можно увидеть в ЦОНе Турксибского района. Мы хотели связаться с руководителем организации, но сделать это оказалось не просто, также как и установить его личность. Данных о том, кто возглавляет этот ЦОН – нет, в графе «руководитель» – прочерк. А единственный телефон – не отвечает.

Личные данные под угрозой?

Происходящее на задворках ЦОНов и рынок услуг «помогаек» – проблема серьезная и речь идет о безопасности личных данных граждан.

Справки, ЭЦП под видом «Бальзамов Короткова»

Есть опасность в обращении к «помогайкам», потому что вы регистрируете через них ЭЦП и оставляете доступ к вашим личным данным и ими могут в будущем воспользоваться в мошеннических целях. Поэтому, население должно знать, если оно доверяет третьим лицам свое ЭЦП, есть угроза нарваться на проблемы, – сообщил руководитель ЦАРКА  Олжас Сатиев.

В этом свете вопрос «помогаек», которые содержатся на задних дворах ЦОНов, уже выглядит как угроза национальной безопасности. В век кибер-преступности такая ситуация недопустима.

ORDA. ждет объяснений от Министерства юстиции.

Лента новостей

все новости