Министерство образования и науки РК изменило требования к образовательной деятельности казахстанских вузов, сообщили в пресс-службе ведомства.

Новшества введены в зависимости от специальностей и направлены на усиление практикоориентированности высшего образования.

— Например, если раньше по направлению «Педагогические науки» обязательным было наличие ученых степеней у 45% преподавателей, то теперь – не менее чем у 50%. Помимо этого вузам необходимо внедрить и реализовать систему дуального обучения. То есть студенты должны практиковаться в организациях образования, получать практические навыки уже во время обучения в вузе. Для этого университетам необходимо тесно сотрудничать с организациями образования и отраслевыми учреждениями, — сообщили в ведомстве.

МОН привело пример прошлогоднего введения требований к педагогам о соответствии образовательных программ «профессиональному стандарту педагога» и о необходимости наличия не менее 7 лицензий по профильному направлению. Это позволило сократить количество вузов по педагогическим направлениям с 86 до 55.

— Так как количество вузов, соответствующих этим требованиям, ещё меньше, работа по возврату лицензий будет продолжена. Такие новшества способствуют тому, что теперь педагогов будут готовить только те университеты, которые имеют как качественные образовательные программы и квалифицированный преподавательский состав, так и соответствующую материально-техническую базу и др.

Что касается направления «Здравоохранение», то требования по штатности и остепенённости преподавателей остались прежними. Но теперь 50% преподавателей профильных дисциплин должны иметь практический и клинический опыт работы в организациях здравоохранения не менее 5 лет. Ранее такие требования к преподавателям в сфере здравоохранения не предъявлялись.

— Трудоустройство выпускников бакалавриата от их общего количества должно составлять не менее 80%, тогда как ранее было достаточно 50%.

По направлению «Архитектура и строительство» для преподавателей также впервые вводится требование о наличии опыта практической работы не менее 5 лет. Число таких преподавателей должно быть не меньше 50% от общего числа.

— Также преподавателям необходимо повышать квалификацию в научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных организациях не реже одного раза в 5 лет. Кроме того, в вузах теперь требуется наличие специализированных аудиторий (по строительным материалам и строительной физике, для студийных занятий, макетной мастерской с фондом гипсовых фигур, архитектурных деталей, мольбертов и др.) и лабораторий, оборудованных 3D-принтерами с расходными материалами, — отметили в ведомстве.

По направлению «Право» в начале года студентов обучали 72 вуза, на сегодня их количество сократилось до 67. Тем не менее во многих из них качество образования оставляет желать лучшего. Поэтому ужесточены требования к их образовательным программам. Впервые введено требование относительно того,  что не менее 60% преподавателей должны быть практикующими юристами с опытом не меньше 5 лет. Что касается учёных степеней, то теперь вместо 40% количество остепененных преподавателей должно возрасти до 50%.

Для того чтобы у студентов была возможность получать практические навыки, вузам необходимо иметь договоры с органами юстиции, внутренних дел, прокуратурой, антикоррупционной службой, службой экономических расследований, коллегией адвокатов, нотариальными палатами, палатами юридических консультантов.

Также обучающиеся должны иметь доступ не только к библиотекам в вузах, но и к лицензируемым международным и национальным базам правовой информации.

— Все новшества мы внедряем для того, чтобы в вузах студентам давали не только теоретические, но и практические знания, и обучающиеся знали о выбранной профессии не в теории, а на практике. Прежде чем внести изменения, мы обсудили их с работодателями, которые завтра будут принимать на работу выпускников вузов. То есть теперь недостаточно, чтобы преподаватели имели учёную степень и читали лекции. Важно, чтобы часть преподавателей были практикующими специалистами, которые смогут обучить студентов исходя из запросов и реалий современного рынка труда, – пояснила  председатель Комитета по обеспечению качества в сфере образования и науки МОН РК Гулзат Кобенова.

В МОН также отметили, что требования были изменены и по таким образовательным программам, как «Журналистика», «Связь с общественностью», «Ресторанное дело», «Бухгалтерия», «Туризм», «Услуги», «Финансы», «Информационно-коммуникационные технологии», «Стандартизация и сертификация», «Транспортные услуги». Если раньше требовалось, чтобы среди преподавателей в сфере журналистики или IT было не менее 40% с учёной степенью, то теперь, напротив, процент остепенённости значительно снижен для привлечения практиков.

Такая же ситуация по требованиям к наличию штатных преподавателей, теперь вузы, осуществляющие подготовку по этим направлениям, получили возможность привлекать больше практиков и совместителей.

— Мы понимаем, что в этих сферах требование о наличии учёных степеней у преподавателей не является приоритетным. Куда важнее практические знания специалистов. Например, студент факультета журналистики будет больше заинтересован в учебе и получит практические знания, если преподавать будет уже зарекомендовавший себя журналист, который поделится собственным опытом и расскажет обо всех требованиях, предъявляемых в современной журналистике. То же самое касается вопросов  подготовки программистов, бухгалтеров или, к примеру, аудиторов, – сказала Гулзат Кобенова.

Поделиться: