О крушении лайнера Bek Air и незаконном выделении земельных участков близ алматинского аэропорта рассказывает юрист из Алматы Сергей Державин.

Прошло уже больше года с момента крушения самолета Bek Air близ аэропорта Алматы, в котором погибло 12 человек, десятки получили травмы. Странно, что в деле о незаконном выделении земли в статусе потерпевших не выступают ни раненные, ни родственники погибших.

Признать потерпевшей по делу о крушении самолета Bek Air вдову пилота Марата Муратбаева Айтгуль Муратбаеву требует ее законный представитель, юрист из Алматы Сергей Державин.

«Айтгуль до сих пор не признана потерпевшей ни по одному из уголовных дел. Возбуждено и расследуется уголовное дело, связанное именно с авиапроисшествием, проходит служебное расследование, как это положено, соответствующим министерством инфраструктурного развития Республики Казахстан. При этом никто ни разу не приглашал ее, не объявлял, что она потерпевшая, хотя ее муж погиб. Талгарский районный суд с лета 2020 года рассматривает дело о преступлениях, совершенных пятью государственными служащими, работающими в акимате, относительно незаконного выделения тех участков, прилегающих к аэропорту, где потом произошло незаконное строительство. И по этому делу Муратбаева не признана потерпевшей», сказал Державец в видео-интервью агентства SILK ROAD.

Юрист планирует объединить дело о крушении лайнера с делом о незаконном выделении земельных участков у алматинского аэропорта. По его словам, не нужно быть специалистом, чтобы понимать, что самолет врезался в незаконно построенный дом.

«Кто-то незаконно выделил земельный участок, потом кто-то незаконно разрешил построить, либо халатно отнесся к своим обязанностям, после чего строение было построено и просуществовало там не один день. Я направил запросы в МИИР Республики Казахстан и получил ответ, что и администрация аэропорта, и администрация комитета гражданской авиации Казахстана  – в их обязанности входит контроль за прилегающим периметром территории, чтобы там не было никаких незаконных сооружений, что представляет смертельную опасность, в случае, если самолет производит вынужденную посадку. Результат налицо – никто не контролировал, никто ничего не проверял», сказал юрист.

Сергей Державин предполагает, что те, кто выдавал разрешения и те, кто должен был контролировать территорию вблизи аэропорта, могли действовать согласовано.

Также он поделился мнением о риэлторе Нураим Алданиш, единственной обвиняемой по делу об участках. На нее оказывают давление, чтобы она приняла вину на себя. Сейчас женщина находится в СИЗО.

«Давление на человека путем того, что его арестовали, изолировали, ни к чему не приводит. Что, насколько мне известно, происходит с госпожой Алданиш. Она не признала свою вину. А вы что хотели, нарушив ее права, чтобы она признала свою вину? Какая доказательная ценность этого? Мы по пути каких государств хотим пойти вперед – по пути Беларуси, России или по пути Европы? Нам нужно выбрать, определиться, если мы хотим пойти там, где наплевать на конституционные права», – отметил Сергей Державин.

Юрист считает, что генеральная прокуратура должна принять участие в этом деле.

«Сейчас вопрос об аресте решает суд, но именно прокуратура осуществляет высший надзор за исполнением закона. Лично я считаю, что это незаконно. Она [Нураим Алданиш] никого не убила. Куда она сбежит при наших эпидемиях и с двумя детьми? Лично я считаю, что это классическое давление на женщину. А она не сломалась. И что? Сколько мы ее будем там держать? Она же не должностное лицо. Кто больше виноват? Это просто демонстрация: не будешь брать на себя – будешь сидеть. Это куда годится? Лишнее доказательство того, что расследование идет необъективно. Думаю, генеральной прокуратуре пора вмешаться», – сказал Державин.

27 декабря 2019 года произошло крушение самолета Bek Air, вылетевшего из Алматы в Нур-Султан. Лайнер пробил бетонное ограждение и врезался в жилой дом в районе села Гульдала.

Поделиться: