Юпитер, бык и неинтересный человек: суд по делу общественников Кушеева и Каримова выходит на финиш

cover Коллаж Orda.kz

В Алматы завершается главное судебное разбирательство по громкому делу общественников Дамира Кушеева и Руслана Каримова. Вместе с предпринимателями Курмангазы Айтмукановым и Андреем Белянским они обвиняются по ч. 4 ст. 194 УК РК «Вымогательстве в особо крупном размере группой лиц по предварительному сговору». По версии следствия, подсудимые шантажировали потерпевшего Бахтияра Блаева видео компрометирующего характера, требуя за своё молчание 30,5 млн тенге.

Тогда Блаев отбывал наказание в колонии-поселении № 13 ДУИС города Алматы. Айтмуканов заснял видео, как он свободно передвигается по городу на своём джипе, а это нарушение условий содержания осуждённых. Кушеев разместил видео на своих страничках в соцсетях, сопроводив его комментарием о якобы вольготном режиме в колонии. В суде он заявил, что после выхода влога кто-то написал в ДКНБ заявление. Тюремного бастыка задержали по подозрению в получении взятки и позже осудили. 

Также Кушеев сообщил, что один из полицейских, участвовавших в задержании Айтмуканова, вскоре сам понёс уголовную ответственность за покровительство членов ОПГ. Ирония в том, что оперативник служил в подразделении, специализирующемся на борьбе с организованной преступностью. Кроме того, Кушеев заподозрил отдельных сотрудников городской прокуратуры в лоббировании интересов семьи Блаевых. Наши журналисты внимательно выслушали эмоциональное выступление общественника, позиционирующего себя как борца с коррупцией.

Что позволено Юпитеру, не позволено быку?

Кушеев рассказал на судебном заседании, как он познакомился с Айтмукановым, какие между ними сложились взаимоотношения и почему он согласился выложить ролик о Блаеве в соцсетях. Оказалось, всё произошло в октябре 2024 года. Айтмуканов нашёл его номер телефона в соцсетях и позвонил, чтобы рассказать историю своего конфликта с Блаевым при строительстве и благоустройстве одного объекта.

«Мы встретились с Курмангазы в кафе, и я спросил его, что он от меня хочет? Он ответил, что ему нужна огласка. Я сразу предупредил его, что всё, что попадает ко мне не страницы в соцсетях, не удаляется. Даже если завтра он урегулирует спор с той стороной или ещё что-то», сказал Кушеев. 

Общественник и предприниматель договорились о встрече возле здания прокуратуры Наурызбайского района. Кушеев попросил своего знакомого юриста Руслана Каримова съездить вместе с ним. По иронии судьбы суд сейчас находится в здании СМУС по соседству с районной прокуратурой.

«У здания районной прокуратуры находился Курмангазы и другие субподрядчики, которые пострадали от Блаева. Руслан записал обращение Курмангазы к президенту и генпрокурору, а я опубликовал его в тиктоке и инстаграме. Претензий ко мне как автору аккаунта не было. В суд с иском о защите чести и достоинства на меня никто не обращался». 
Подсудимые Дамир Кушеев и Руслан Каримов. Фото Orda.kz

По словам Кушеева, после этого он не общался с Айтмукановым почти три месяца. Утром 20 января 2025 года тот позвонил ему и стал вдруг расспрашивать об условиях содержания в приёмнике для административно-арестованных. Поскольку Кушеев бывал там ранее, он ответил, что нарушители безвылазно находятся в приёмнике и не пользуются сотовыми телефонами. Тогда Айтмуканов предложил ему посмотреть, как осуждённый 13-й колонии-поселения спокойно ездит по Алматы на своём джипе. 

«Мне как общественнику и борцу с коррупцией стало интересно. На тот момент я не знал, что речь идёт о Бахтияре Блаеве, потому что Курмангазы не называл его фамилии. Я быстро собрался, даже завтракать не стал, и с паркинга позвонил Руслану, чтобы он присоединился к нам. Я ранее читал в соцсетях, что некоторые осуждённые спокойно выходят из колонии и передвигаются по своим делам. В сауну, например, или там за покупками, поэтому хотел убедиться в этом».

Кушеев забрал Каримова с работы. Айтмуканов скинул геолокацию, и общественники приехали на автозаправку. Там они увидели Бахтияра Блаева, и для них это стало полной неожиданностью. 

«Бахтияр и его братишка Данияр утверждали потом, что на АЗС их якобы подпёрли три машины, преградив пути для выезда. Сразу скажу, что моя машина стояла в стороне. Курмангазы вместе с Бахтияром вышли из его машины, а мы с Русланом из моей. В тот момент на Блаеве ни наручников, ни верёвок не было. Его силой никто не вытаскивал из салона. Он свободно передвигался, мог сесть и уехать на другой машине с АЗС».

По словам Кушеева, он узнал от Айтмуканова, что Блаев совершил ДТП и скрылся с места происшествия, а тот его преследовал, пока не прижал возле автозаправки. Тогда Кушеев на месте отснял минутный ролик про Блаева, который потом так и не выложил в соцсетях. 

«Я на тот момент знал, что Блаева привлекали ранее по пяти уголовным статьям, но по каким в итоге он был осуждён, не знал. Поэтому сказал в ролике, что Блаев сидит за мошенничество и при этом свободно передвигается по городу. Руслан поправил меня, сказав, что Блаев осуждён за другие преступления, поэтому лучше не публиковать видео. Я последовал его совету и не выложил видео. Оно до сих пор находится в моём телефоне».  
Видеокомпромат. Фото с сайта хакер.ру 

Кушеев говорит, что находился на АЗС не более получаса. Пока он задавал вопросы Блаеву, Каримов тайком записывал их разговор на диктофон, спрятанный в кармане куртки. Общественник спрашивал у осуждённого, почему он свободно передвигается по городу, где находится 13-я колония-поселение и т. д. Вскоре на АЗС приехали отец и младший брат Бахтияра Блаева. Обстановка стала накаляться. 

«Бахтияр утверждал, что его удерживали и угрожали. Но нас было трое, и их столько же. Чего он боялся, не пойму? Сядь в машину к родным и уезжай или оставайся в своей машине и снимай всё происходящее на телефон. Позвони, в конце концов, на номер 102 и вызови полицию. Блаев также заявлял, что якобы хотел дипломатическим путём урегулировать конфликт на месте. Тогда спрашивается, зачем 22 января 2025 года он написал заявление о вымогательстве?»

По словам Кушеева, он не стал слушать, о чём спорили на АЗС Блаев с Айтмукановым, так как ему, третьему лицу, это было неинтересно. Однако он акцентировал внимание суда и присяжных заседателей на активности Блаева, который, мол, всё время что-то предлагал. Затем участники конфликта поехали в район ГРЭС, в офис частного судебного исполнителя, чтобы снять арест со счетов предприятия, принадлежащего Айтмуканову. 

«Кабинет ЧСИ находился на втором этаже коммерческого здания. Мы находились там не больше пяти минут. Там я не снимал. Блаев предложил всем пообедать в кафе „Шафран“, которое находилось через дорогу, чтобы в спокойной обстановке обсудить вопросы. Однако вскоре между ним и Айтмукановым снова возник спор, поэтому мы с Русланом уехали. По дороге перекусили в донерной. Руслан предложил проехать в колонию-поселение, чтобы узнать, имеет ли право осуждённый управлять транспортным средством и свободно передвигаться по городу и за его пределами».

По словам Кушеева, их встретил начальник колонии в звании полковника юстиции и некий майор, который сразу же узнал его. Оказалось, он является активным пользователем соцсетей, поэтому знаком с его общественной деятельностью, а вот полковник нет.

«Мы спросили у офицеров, могут ли осуждённые ездить за рулём по городу и за его пределами. Полковник ответил, что нет, это нарушение. Тогда Руслан достал свой телефон и показал видео погони, снятое Айтмукановым. Видео чётко зафиксировало тот момент, когда Блаев вышел из своей машины и подошёл к Айтмуканову. Начальник колонии посмотрел видео и сказал, что примет меры в виде занесения выговора в личное дело осуждённого. Блаев потом сам признался, что понёс наказание в виде водворения в дисциплинарный изолятор на двое суток».  

Когда общественники вышли из учреждения,  Кушеев записал то самое скандальное видео, что вызвало резонанс в соцсетях. Затем они стали ждать появления у проходной колонии братьев Блаевых. Пока сидели в машине, к ним подъехал Айтмуканов. 

«Курмангазы сказал нам, что ему позвонил Бахтияр Блаев, узнавший о нашем визите в колонию. Мы прождали полтора или два часа, а потом увидели двух человек с натянутыми на головы капюшонами, которые направлялись в сторону КПП. Пока мы вышли из машины, включили телефоны и пошли за ними, они уже зашли. Потом увидели чёрный джип, принадлежащий Кудайбергену Блаеву. Поняли, что отец привёз в колонию сыновей, и что они уже знали, что мы их поджидаем».

По словам Кушеева, они уехали из колонии. По дороге он высадил Каримова и затем поехал с Айтмукановым оформлять дорожно-транспортное происшествие. Подсудимые уверяют, что Блаев стукнул машину Айтмуканова, тогда как обвинение настаивает, что это Айтмуканов спровоцировал аварию. 

Гражданская позиция

Утром 22 января 2025 года Айтмуканов пригласил Кушеева и Каримова позавтракать в кофейне. Там он сообщил общественникам, что в 12 часов дня у него назначена встреча с Блаевым для заключения медиативного соглашения. Он предложил им подъехать в условленное время в юридическую консультацию, однако Кушеев с Каримовым отказались. 

«Руслан пояснил, что это не наши проблемы, поэтому нам делать нечего на этой встрече. Как хорошо, что я послушался его, а то бы и меня в этой юридической конторе потом задержали с Курмангазы. Ещё бы рядом пакет с деньгами поставили, а следователь перед объективом камеры деньги бы пересчитал. Я видел потом ролик с задержанием Курмангазы, отснятый пресс-службой ДП. У него изъяли из кармана куртки 200 тысяч тенге пятитысячными купюрами. Он говорит, что это были его личные деньги. Кстати, сотрудник УБОП, участвовавший задержании, позже был задержан сотрудниками КНБ по подозрению в покровительстве членов преступной группировки».
Оперативник УБОП и боец спецназа задерживают подозреваемого. Фото polisia.kz

По словам Кушеева, его скандальный ролик о колонии-поселении, которую он сравнил с хостелом, принёс свои плоды.

«После моего обращения кто-то набрался смелости и написал заявление на начальника колонии. Я не знаю, кто это был, но точно знаю, что 6 марта 2025 года полковника юстиции задержали сотрудники ДКНБ по подозрению в получении взятки. Значит, были какие-то коррупционные схемы в этом учреждении. Слышал, что можно заплатить энную сумму и не жить в колонии-поселении».  

13 июня 2025 года Турксибский районный суд Алматы вынес приговор экс-начальнику 13-й колонии-поселения. Его признали виновным, но по какой конкретной статье и какой вид наказания ему назначили, неизвестно. Эта информация почему-то засекречена. Во всяком случае, в базе «Судебный кабинет» в соответствующей графе стоит пометка «не для публикации».

По словам Кушеева, 22 января 2025 года он вместе с Каримовым снова поехал в ГРЭС. Общественники хотели получить видеозапись, подтверждающую, как накануне Бахтияр Блаев совершил второе по счёту нарушение условий отбывания наказания в колонии-поселении. Он покинул пределы города, а это запрещено законом. 

«У меня нет личной неприязни к Блаеву. Он как человек мне не интересен. Всё, что меня волновало, — это то, почему ДУИС допускает ошибки? Я запечатлел нарушения Блаева — это управление транспортным средством и выезд за город, и предал их огласке». 

Кушеева защищают в суде трое адвокатов. Один из них прямо спросил, требовал ли он у потерпевшего Блаева денег под угрозой распространения сведений, позорящих его или его близких.

«Не было с моей стороны никаких угроз. Это подтверждает и сам потерпевший Бахтияр Блаев, и его отец с братом. Они чётко сказали, что я только снимал видео. От меня и от Руслана Каримова никаких инициатив не исходило. Мы не диктовали сценарий или план действий, поскольку нам неинтересно было, кто кому и за что должен был. Я имею в виду гражданские споры или уголовные дела». 
В этом здании располагается СМУС и Наурызбайский районный суд. Фото Orda.kz

Второй адвокат выяснял, были ли у Кушеева другие видеоролики, помимо отснятого 20 января 2025 года. Защитник ссылался на свидетельские показания Кудайбергена Блаева, что его сына Бахтияра шантажировали видеокомпроматом. Что это был за компромат, никто не знает. Кушеев пояснил, что выложил в соцсетях о Бахтияре Блаеве только одно видео. Заодно вспомнил об угрозах со стороны  отца потерпевшего в адрес Айтмуканова. 

«Вечером 21 января мне позвонил Курмангазы. Он говорил, что ему угрожает Кудайберген Блаев и что он записал их разговор на один телефон, пока разговаривал с ним по второму. Курмангазы скинул мне в телеграм запись с угрозами в качестве страховки. Он опасался за свою жизнь, здоровье и безопасность. По его просьбе мы потом заехали в отдел полиции Ауэзовского района, где он написал заявление. Позже во время следствия по нашему делу я поинтересовался, проверялось ли его заявление. Я так понял, что департамент полиции лоббирует интересы семейства Блаевых. Почему? Да потому, что Бахтияр написал заявление, и его полиция отработала. А когда Курмангазы написал заявление, то его почему-то не отработали».  

Адвокат сообщил суду, что 24 января 2025 года прошла очная ставка Блаева с Кушеевым. Потерпевший заявил тогда, что не имеет претензий к подозреваемому. Позже он передумал и стал утверждать, что Кушеев причастен к вымогательству. Почему он так поступил, интересовался защитник, и как теперь Кушеев в статусе подсудимого может охарактеризовать потерпевшего Блаева?

«Сейчас я могу охарактеризовать Блаева как крайне негативного человека. Курмангазы дал показания, что Бахтияр избивал своих жён и писал заявление на жену и тёщу, обвинив их в краже его денег. При этом Блаев на прошлом заседании заявил, что мы, подсудимые, сломали ему жизнь, что он невиновен и до сих пор не женат из-за этого. Слушайте, его отец был приговорён к условному сроку, они с братишкой отбывали наказание в колонии-поселении. При чём тут мы?!»

Адвокат поинтересовался мнением подзащитного о мотивах, которые побудили потерпевшего обратиться в полицию с заявлением о вымогательстве. Ведь тот говорил поначалу, что хотел мирным путём урегулировать конфликт. Кушеев предположил, что Блаев действовал на опережение во избежание пересмотра своего уголовного дела. 

«Блаева поначалу обвиняли по пяти статьям, а судили в итоге по двум. Айтмуканов подал жалобу в Верховный суд, настаивая на пересмотре приговора. Блаев хотел, чтобы он отозвал своё заявление. Он скорее всего боялся, что его дело пересмотрят и он получит реальный срок в виде семи лет лишения свободы и выше. Кстати, могли посадить не только его, но и других. Если бы Айтмуканов забрал свою жалобу, то Блаев отказался бы от взыскания 19 млн тенге по гражданскому иску. И Белянскому он бы простил долги, так как реальный срок куда страшнее финансовых расходов».

Руслан Каримов попросил Кушеева  уточнить, на каком языке общались между собой Блаев с Айтмукановым, когда находились на автозаправке и в кафе.

«В основном на казахском. Уважаемый суд и присяжные заседатели! Руслан не владеет государственным языком, поэтому он не мог понимать, о чём они говорили. Он не выдвигал никаких требований. Говорю же, инициатива исходила от Блаева».

Каримов попросил Кушеева рассказать об инциденте, произошедшем осенью 2024 года в здании городской прокуратуры. По его словам, они вдвоём записались на приём к заместителю прокурора Алматы, чтобы обсудить проблему деревьев. Пока общественники ждали аудиенции, они стали невольными свидетелями странного зрелища. Какого именно, поведал Кушеев. 

«Мы увидели двух замов и Айтмуканова. Один из них обратился к нему по имени, Бахтияр, и сказал, что вопрос решён. Айтмуканов представился, они замолчали. Он понял, что его по ошибке приняли за Бахтияра Блаева. Это наводит на мысль, что прокуратура лоббировала интересы семейства Блаевых. У нас вообще любой может позвонить прокурору, например, агашка, бизнесмен или сотрудник, и повлиять как-то на дело».

Кушеев рассказал и про скандальный инцидент в конце декабря 2024 года. Тогда он вместе с блогером Антоном Князевым заснял видео, как сотрудник городской прокуратуры нарушил сразу три правила дорожного движения, заезжая на ведомственную парковку. Чиновник не был пристёгнут, разговаривал по телефону и не уступил дорогу пешеходам. Князев подошёл к его автомобилю, постучал в окно и сделал замечание. Последствия не заставили себя ждать.

«Я стоял рядом, и меня же по решению административного суда водворили на 15 суток в спецприёмник по статье „Мелкое хулиганство“. Спрашивается, за что? За то, что Антон сделал замечание прокурорскому? Мы с ним не успели доехать до управления полиции Бостандыкского района, а рапорт прокурора-водителя уже лежал на столе следователя». 
Сотрудник полиции выясняет у Кушеева обстоятельства инцидента у здании горпрокуратуры. Фото из личного архива

Кушеев вспомнил и о резонансном инциденте с участием прокурора Актау. Он пришёл к выводу, что судебная система в нашей стране нередко использует двойные стандарты.

«Недавно в новостях показывали, как прокурор города Актау устроил пьяный дебош в аэропорту Алматы. Прокурор находился в салоне автобуса (вероятно того, что предназначен для перевозки пассажиров от здания терминала до трапа самолёта — прим. авт.). Сотрудники транспортной полиции задержали его и составили протокол. Однако судья оправдал его на основании того, что автобус не является общественным местом. Похожая ситуация была и у меня. Однако реакция была разной, что говорит о двойных стандартах в правосудии. Получается, автобус — это не общественное место, а машина прокуроров — общественное, так, что ли?!» 

Ближе к концу своего выступления Дамир Кушеев рассказал суду и присяжным о своих проектах, направленных на популяризацию внутреннего туризма, пропаганду здорового образа жизни и увековечивание творчества великого Абая. Кстати, многие казахстанцы знают его больше как велопутешественника, нежели борца с коррупцией. 

В год празднования 175-летия Абая Кушеев совершил велопробег по 20 странам мира, в которых установлены памятники выдающемуся казахскому просветителю. О нём писали тогда зарубежные СМИ, а фонд имени Абая наградил его юбилейной медалью. Кушеев продемонстрировал в суде грамоты и благодарственные письма от акимов разного уровня за его вклад в развитии пешего и велосипедного туризма в Казахстане. 

Однако вмешались гособвинители. Они забросали подсудимого вопросами, чем пару раз вывели его из себя. Судья Бакирбаев сделал Кушееву замечание и потребовал проявлять уважение:

«Кушеев, вы не в таком положении сейчас находитесь, чтобы пререкаться с гособвинением. Соблюдайте установленный порядок и уважайте сотрудников прокуратуры!»  

В следующем выпуске мы расскажем о словесной пикировке общественника с гособвинителями, свидетельских показаниях его жены и лаконичном выступлении подсудимого Андрея Белянского. 

Читайте также:

Лента новостей

все новости