«Это не казахская традиция»: почему школьницы в хиджабах раскалывают общество?

cover Коллаж Orda.kz

В казахстанском обществе не утихают споры по поводу того, допустима или нет религиозная одежда в школах. Казалось бы, ответ уже есть: приказ министра образования чётко даёт понять, что в учебных заведениях хиджабам не место. Но религиозные активисты продолжают настаивать на обратном, сообщает Orda.kz.

В начале августа дискуссия о хиджабах в школах вышла на новый виток. На сайте общественных инициатив Epetition.kz появилась петиция за внесение дополнений в закон «Об образовании» и за то, чтобы на законодательном уровне запретить хиджабы и прочую религиозную одежду в школах. Мы пообщались с автором петиции, религиоведом Аль-Фараби Болатжаном, и узнали, почему он считает эту инициативу необходимой. 

— Добрый день, Аль-Фараби! Вы опубликовали петицию, в которой призываете на уровне закона запретить ношение хиджабов в учебных заведениях. С чем связана такая необходимость? Ведь уже есть подзаконный акт, приказ министра. Почему именно в законе, на ваш взгляд, необходимо прописать эту норму?

— Давайте я в первую очередь проясню, что я в своей петиции пишу в целом про религиозную одежду. Хиджаб сюда входит, конечно, но входит и одежда, связанная с другими конфессиями. Но из-за того, что у нас ежегодно активисты выступают именно по поводу хиджабов (причём не только мусульманские активисты, но и некоторые из тех, кто называет себя протестантами), петиция воспринимается соответствующе.

Почему я считаю это актуальным вопросом? Потому что ежегодно группы активистов оспаривают этот подзаконный акт. Они указывают, что согласно Конституции, права и свободы граждан ограничивают только законы. А значит, говорят они, подзаконный акт не может ограничивать право на ношение религиозной одежды в школе. У нас бывали единичные случаи, когда даже судьи становились на сторону родителей. Потом, конечно, эти решения отменяли. Но с каждым годом давление на школы, на светскую власть со стороны этих активистов только увеличивается. Чтобы убрать неопределённость, я предложил внести запрет на религиозную одежду в школах непосредственно в текст закона. По сути я предлагаю перенести текст из приказа министра образования в закон. Если этот запрет обретёт статус закона, то уже не будет никаких споров.

Аль-Фараби Болатжан
Аль-Фараби Болатжан. Фото с личной страницы в Facebook

Когда и откуда появилось такое количество активистов, выступающих за право на ношение религиозной одежды в школах? Насколько давно идёт эта арабизация и насколько глубоко она пустила корни?

— Точную дату не могу назвать, но это началось уже давно. Если говорить в целом про арабизацию, то она берёт начало с того момента, когда произошёл распад СССР. Образовался идеологический вакуум, нужно было заполнять эту пустоту. Приходили миссионеры из-за рубежа — это были и неохристианские проповедники, и представители радикальных мусульманских течений, и эзотерики. Наши люди, которые были духовно, идеологически голодны, всё это впитывали. Более того, было множество людей, которые получили высшее теологическое образование именно в арабских странах. Они впитали арабский менталитет, культуру, обычаи и после возвращения в Казахстан начали всё это пропагандировать у нас. Тогда и начались все эти требования по хиджабам.

Но в то время не было подзаконного акта, запрещающего в школах хиджабы. Конечно, это не одобрялось светскими властями, но на законодательном уровне ничего было невозможно сделать. Потом, в 2016 году, появился подзаконный акт — приказ министра. Вместе с ним появились и активисты, протестующие против него.

Но ведь хиджаб и другие виды религиозной одежды никогда не были исконно казахской традицией?

— Да, в целом согласен, это не казахская традиция. У нас молодые девушки раньше всегда плели косы, и эти косы были видны — соответственно, у них не было хиджаба. Только старые женщины надевали кимешек, а замужние женщины чаще всего носили просто косынку. Но не хиджаб, который закрывает подбородок, шею и часть лица. Косички были видны у девушек.

Казахская девушка, XIX век
Казахская девушка, XIX век. Фото: С. М. Дудин / Wikimedia Commons (общественное достояние)

Сейчас с инициативами по запрету ношения хиджабов, никабов, другой религиозной одежды в общественных местах выступают и другие публичные люди — например, мажилисмен Ермурат Бапи. Как вы относитесь к этим предложениям? Может быть, вы тоже хотите не ограничиваться школами, а поговорить о запрете хиджабов в общественных местах в целом?

— Моя петиция касается только школ, религиозной одежды в школах. Я за то, чтобы дети получали среднее образование в нормальной светской атмосфере, чтобы не было какого-то религиозного угнетения. Когда они окончат школу, они уже сами будут решать, носить религиозную одежду или нет.

Что касается общественных мест, я в принципе поддерживаю инициативу депутатов — как я понимаю, они ведь не против именно хиджаба в общественных местах. Я читал, что сообщали СМИ, и вслушивался в слова депутата Бапи. Как я понял, в основном имеются в виду никабы в общественных местах. Если это так, то я поддерживаю именно запрет никабов в общественном пространстве, потому что никабы закрывают лица. Это мешает идентификации человека. И это уже угроза безопасности — мы знаем, что в горячих точках мужчины-террористы иногда скрываются под никабами: все думают, что это женщина, а тут приходит мужчина и начинает стрелять, например. К сожалению, случаев терактов у нас уже достаточно много.

Что же до запрета хиджабов в общественных местах, то здесь я не вижу оснований. Человек сам выбирает, в каком виде ему ходить, и если женщина в общественном месте закрывает волосы, я не вижу в этом ничего плохого. Но если она закрывает лицо в общественном месте, это уже опасно. Точно так же пускай сикхи ходят в тюрбанах, иудеи в кипах. Но в школе, я считаю, не должно быть навязывания религиозных воззрений.

Как у вас возникла идея запустить петицию? Вы с кем-нибудь координировали её создание?

— Я, бывает, наблюдаю за активистами, которые отправляют своих детей в школу в хиджабе. После просмотра их видео, после их глубокого анализа я начал разбираться, в чём проблема. Меня просто осенило, и я за одну ночь написал текст петиции.

Я не имею никакого отношения к депутату Бапи. Мне бы, конечно, хотелось, чтобы депутаты поддержали мою инициативу. Я этого не скрываю. Но я с ними не связан.

Депутат Бапи и хиджабы
Депутат Бапи также предлагает запретить хиджабы. Коллаж Orda.kz

Некоторые СМИ акцентировали внимание только на одном моменте из вашей петиции: вы предложили регламентировать требования к форме для учащихся старших классов. При этом часть требований (например, чтобы брюки были ниже щиколоток) уже зафиксирована в законодательстве. В чём суть этой части ваших предложений?

— Я предлагаю законодательно закрепить запрет религиозной одежды в школах. Но я понимаю, что если это сделать, то выступающие за ношение хиджабов в школах активисты станут ещё сильнее кричать о нарушении их прав. И один из нарративов этих активистов — то, что государство якобы поощряет только открытую одежду, а закрытую, «приличную», скромную — запрещает.

Соответственно, чтобы этот аргумент у религиозных активистов убрать, я и предложил в качестве дополнения к основному заявлению скорректировать дресс-код. Это просто дополнение, его могут даже не принимать. Чтобы не было таких аргументов, я предлагаю по аналогии с требованием по длине брюк такое же требование сделать по юбкам — чтобы они были ниже колен. И чтобы нательная верхняя одежда закрывала область декольте. Если это сделать, то у религиозных (и псевдорелигиозных) активистов не будет оснований говорить, что у нас поощряется «нескромная» одежда. Они часто говорят в своих стримах: вот, мол, кто-то ходит в школу в мини-юбках, а нашим скромным девушкам запрещают хиджабы.

Поэтому необходимо понимать наш общественный контекст, прежде чем критиковать этот момент в моей петиции. Некоторые СМИ, к сожалению, вырвали его из контекста и преподнесли как основное моё предложение, хотя это лишь дополнение.

Женщина в хиджабе и школьница
Женщина в хиджабе и школьница. Фото: Elements.envato.com

В приказе министра уже указано, какая форма одежды положена мальчикам и девочкам, и там перечислены конкретные предметы гардероба. Там нет ни мини-юбок, ни каких-нибудь кроп-топов: для девочек летом это сарафан или блузка. Получается, вы предлагаете более конкретно прописать ту норму, которая уже есть?

— По сути — да. Но есть такой момент. Вот я сейчас читаю и вижу в приказе фразу: «Школьная форма для девочек включает: пиджак, жилет, юбку». Просто юбку, без конкретизации. А вот про брюки прямо написано, что они должны быть ниже щиколоток. С верхней одеждой то же самое. Поэтому я предлагаю в качестве дополнения внести эти уточнения, чтобы избежать манипуляций.

Я просто хочу найти баланс в нашем обществе, чтобы были довольны и секуляристы, и религиозные люди. Потому что иначе в обществе может возникнуть раскол, а это очень опасно.

Сейчас в Казахстане довольно много запретов. И у нас постоянно предлагают запретить что-нибудь ещё: скажем, «пропаганду ЛГБТ». Но когда в обществе слишком много запретительных инициатив, люди начинают воспринимать их негативно. Казахстанцы чувствуют, что их во всём ограничивают, что государство слишком навязчиво заботится об их моральном облике. Может быть, помимо запретов имеет смысл выступать и с просветительскими инициативами? Например, проводить какие-то курсы, уроки, рассказывать о национальных традициях — чтобы школьники понимали, что ношение хиджабов и в целом фундаментализм не свойственны казахской культуре?

—Несомненно, такие просветительские инициативы тоже нужны. Я сам различные видео записываю по этому поводу. Но, к сожалению, религиозные радикалы даже не пытаются слушать разумные доводы. Они заливают детям в головы только ту информацию, которая им нравится, и говорят, чтобы дети никого другого не слушали.

Да, запреты могут людям не нравиться, особенно когда их много. Но именно в части школьной формы, как я считаю, необходимо всё-таки эти запреты определить. У нас по профилактическим мерам уже много времени упущено. Уже много семей, где выросли дети, а кое-где уже и внуки с радикально религиозным мировоззрением. Поэтому одними лишь профилактическими и просветительскими мерами не обойтись. Параллельно с ними необходимо вносить изменения в закон.

О том, почему в Казахстане предлагают запретить религиозную одежду и к чему это может привести, читайте в нашем материале.

Читайте также:

Лента новостей

все новости