Почему новая система льготного автокредитования выгодна только отечественному автопрому, коммерческим банкам и некоторым счастливчикам-автолюбителям, выясняла Orda.kz.

16 мая в Казахстане стартовала программа льготного автокредитования под 4%. На эти цели планируется выделить 100 миллиардов тенге. Деньги возьмут со счётов ТОО «Оператор РОП», передадут их ТОО «Жасыл даму», а то, в свою очередь, в банки второго уровня, которые и займутся кредитованием.

Условия кредитования таковы:

  • ставка вознаграждения – 4%;
  • сумма кредитования – не более 10 000 000 тенге;
  • срок финансирования – не более 7 лет;
  • первоначальный взнос – от 0%;
  • стоимость транспортного средства – не более 15 000 000 тенге.

Журналисты Orda.kz разбирались в плюсах и минусах новой программы автокредитования, а также в проблемах отечественного автопрома и автолюбителей.

Заманчивое предложение

Мы позвонили под видом обычных клиентов в Народный банк, Jusan банк, Forte банк и банк Home Credit. Хотели выяснить любую информацию о существующей у них системе автокредитования и запуске новой программы льготного автокредитования. Увы, оказалось, что порадовать казахстанских автолюбителей нечем, так как новая программа нигде ещё официально не заработала. Все ждут её запуска.

«Позвоните нам через неделю», – посоветовали в Народном банке.

В Jusan банке сообщили, что они не участвуют в программе льготного автокредитования. Выдачу кредитов на покупку автомобилей они прекратили в 2019 году, когда Цесна банк в результате ребрендинга стал Jusan банком. Четыре года назад они оформляли автокредиты со ставкой вознаграждения 30–40% годовых сроком на 12–24 месяца, 25–60 месяцев и 61–80 месяцев. Потом перестали выдавать кредиты.

Forte банк и Home Credit тоже не занимаются сегодня автокредитованием.

Операторы и менеджеры других коммерческих банках, узнав, что мы журналисты, просили или отправить им редакционный запрос, или дать время на подготовку развёрнутого официального ответа.  

Orda.kz обратилась за комментариями к председателю Независимого автомобильного союза РК Эдуарду Эдокову.

«Брать льготный автокредит сейчас выгодно, потому что он обойдётся вам всего в 4% годовых. В коммерческих банках, которые не участвуют в новой программе, вам его выдадут под 15–20%. Чувствует разницу? Другое дело, что далеко не все желающие смогут стать владельцами вожделенных транспортных средств из-за дефицита автомобилей в наших автосалонах. Вы придёте в какой-нибудь дилерский автоцентр, чтобы получить счёт на покупку нового авто, а там вам скажут, что машин в наличии нет. Ждите 3–4 месяца, пока их не завезут. Получается замкнутый круг: банк не может дать вам кредит без счёта автосалона, а счёт не могут дать, потому что в автосалоне нет машин», – отметил Эдоков.

Эксперт: льготное автокредитование – это палка о двух концах
Эдуард Эдоков. Фото из личного архива

Что касается переплаты за новый автомобиль по льготной ставке, то, по подсчётам Эдокова, она не такая уж большая. Купив сейчас машину за 10 миллионов тенге, вы через семь лет отдадите за неё 12 миллионов. Переплата, таким образом, составит два миллиона тенге.

Другой аспект. Согласно условиям льготного автокредитования, стоимость приобретаемого автомобиля не должна превышать 15 миллионов тенге. Под эту ценовую категорию подпадают в основном автомобили, которые собирают на казахстанских сборочных предприятиях, и какие-то бюджетные машины корейского и китайского производства. Так что потенциальные заёмщики несколько ограничены в выборе автомобильных моделей. Проблема в том, что в стране сейчас остро не хватает машин для продажи.  

«Наш авторынок в настоящее время испытывает дефицит машин, а в него собираются влить ещё 100 миллиардов тенге для стимулирования спроса. Это не есть хорошо. Судите сами: стоило вам раньше приобрести машину в автосалоне, как вы тут же теряли 30% от её стоимости. Вы не могли купленную за 10 миллионов машину продать за эти же деньги, только дешевле. Сейчас всё обстоит с точностью наоборот: вы покупаете авто за 10 миллионов и тут же спокойно продаёте его за 11–12 миллионов», – продолжает спикер.

По словам Эдокова, главным выгодоприобретателем во всей этой истории с льготным автокредитованием является отечественный автопром. Точнее, люди, которые за ним стоят.

«Это уже вторая их попытка получить дополнительные государственные деньги на развитие казахстанской автопромышленности. Первая была связана с утилизационным сбором, когда собранные 600 миллиардов тенге хотели было потратить на её развитие, но что-то пошло не так. С нас, простых казахстанцев, собрали 1,5 миллиарда долларов, однако нормальный автомобильный завод полного цикла так и не возвели. А ведь его можно было построить и за миллиард долларов!» – заявил Эдоков.

Эксперт: льготное автокредитование – это палка о двух концах
Автомобили казахстанской сборки. Фото old.qazaqtv.com

Каким образом бывшее руководство ТОО «Оператор РОП» тратили баснословные деньги, вырученные от утильбсоров, сейчас разбираются компетентные органы. Эдоков предполагает, что часть доходов была попросту разворована, а из оставшейся суммы 100 миллиардов тенге выделили на льготное автокредитование:

«Это, по сути, небольшие деньги, но тем не менее кто-то снова отправляет их в чёрную дыру под названием «казахстанский автопром». Понимаете, сколько бы бюджетных денег туда ни вливай, а какая-то их часть в итоге оседает в чьих-то карманах».

Определённую выгоду от новой системы получают и банки второго уровня. Хотя для финансовых учреждений это тоже не ахти какие большие доходы, но всё же это лучше, чем вообще ничего.

«Разделите 100 миллиардов тенге на пять банков – участников новой программы льготного автокредитования, и вы получите по 20 миллиардов тенге на брата. По банковским меркам, это не крупная прибыль, но всё же доход. Поэтому я считаю, что эта программа выгодна нашим банкам в долгосрочной перспективе», – полагает Эдоков.

В целом льготное автокредитование – эта палка о двух концах. У неё есть как плюсы, так и минусы. Просто плюсы лежат на поверхности, а вот минусы глубоко спрятаны.

«Эффективность новой программы можно оценить через несколько лет, когда она заработает на всю мощь, и станет понятно, добились ли её инициаторы поставленных целей или нет. Сейчас что-либо сложно прогнозировать, лучше просто присматриваться к тому, как она будет реализовываться на деле», – говорит председатель Независимого автомобильного союза.

Искусственные преграды

Многие эксперты сходятся во мнении, что, говоря о новой системе автокредитования, нужно во главу угла ставить вопрос о формировании в Казахстане свободного рынка автомобилей по разумной цене.

«Вы знаете, почему многие казахстанцы не могут приобрести по адекватной цене новые и даже подержанные автомобили в хорошем состоянии из Японии, США, Южной Кореи или Германии? Да потому, что у нас ввели заградительные меры в виде утилизационных сборов за авто в угоду всё тому же отечественному автопрому. Если мы откроем наш рынок и уберём сумасшедшие утильсборы и первичную регистрацию, то будут подвижки. Мы сможет покупать иномарки за разумные цены. Смотрите: в Германии первичная регистрация авто составляет 20 евро, тогда как в Казахстане порой две тысячи евро. Это же полный бред!» – возмущается Эдоков.

По словам Эдуарда Эдокова, за последние годы выросли цены на металл, энергоносители и полупроводники, из-за пандемии коронавируса и войны в Украине возникли проблемы с логистикой и поставками электронных компонентов на заводы-изготовители. Всё это привело к недопроизводству автомобилей, к их дефициту, а он, в свою очередь, привёл к росту цен на авто.  

«Льготное кредитование не может стать основным фактором нового роста цен на авто в нашей стране, как боятся многие автолюбители, но свою толику оно всё же внесёт. Помните, как у нас  стали раздавать пенсионные накопления, и это моментально привело к росту цен на недвижимость в стране? Так и в случае с льготным автокредитованием: цены немного повысятся, но не критически, поскольку они уже завышены в разы», – считает спикер.

Эксперт: льготное автокредитование – это палка о двух концах
Фото pexels.com

Некоторые пользователи соцсетей задаются вопросом: а почему нельзя расширить список того, на что можно потратить достаточный порог пенсионных накоплений, в виде строки «покупка на автомобиль»? Эксперт Эдоков выступает категорически против такой затеи: 

«Если государство начнёт раздавать пенсионные накопления на покупку автомобилей или дорогостоящей бытовой техники, то через 10-20 лет оно столкнётся с проблемой дефицита денег на пенсионных счетах граждан. Человек вышел на заслуженный отдых, а ему не из чего выплачивать пенсию. Поэтому я против использования пенсионных накоплений на покупку автомобилей, даже по льготным ставкам. В недвижимость их вкладывать можно, на лечение и обучение – тоже, потому что это серьёзное капиталовложение, надёжный актив».

От редакции

Ну, что же, надеемся, что новая система льготного автокредитования поможет всем желающим обзавестись необходимым средством передвижения по разумной цене. Главное – проследить, чтобы выделенные 100 миллиардов тенге были потрачены рационально, а не впустую или разворованы.


Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.


Поделиться: