Спектакль «Love любовь емес» поставил в алматинском театре «Жас Сахна» режиссёр Овлякули Ходжакули. Это хулиганская история о том, как артисты решили сыграть за один вечер все пьесы Шекспира, и что из этого получилось.

Центральноазиатский театральный дервиш Овлякули Ходжакули вот уже несколько лет живёт в Лондоне. Родился он в Туркменистане, полжизни проработал в Ташкенте, поставил сотни спектаклей по всему миру и получил признание на театральных фестивалях в нескольких десятках стран.

Приезд Ходжакули в Алматы планировался несколько лет и осуществился только после того, как были сняты карантинные ограничения. С труппой театра «Жас Сахна» режиссёр поставил одного из своих любимых драматургов – Уильяма Шекспира, о пьесах которого говорит, что разбирать их можно бесконечно. Справедливости ради, «Love любовь емес» — это всё-таки не совсем Шекспир, а, скорее, его вольный и очень краткий пересказ.

О чём это?

Спектакль «Love любовь емес» поставлен по пьесе «Все пьесы Ш-ш-ш…Шекспира за один вечер», которую в восьмидесятые годы прошлого века написали три американских актёра – Джесс Боргессон, Адам Лонг и Дэниел Сингер. Они создали комедийное шоу, в котором сначала пересказывали «Гамлета» на новый лад, затем «Ромео и Джульетту», «Отелло», и, в итоге, в их программу вошли почти все знаковые комедии и трагедии английского драматурга.

Текст этой пьесы – или даже скорее, сценарий шоу – был переведён на русский в начале 2000-х и адаптирован уже не к американскому, а к российскому контексту. Вот с таким непростым, хотя довольно забавным материалом, созданным для достаточно узкой аудитории, работал Ходжакули.

В оригинальном тексте трое артистов, представляющихся участниками «Полутруппы её величества каралевы Лизаветы», разыгрывают на публику шекспировские сюжеты, иронизируя над ними и создавая перекрёстные события.

В спектакле «Love любовь емес» заняты шесть актёров, но миксоваться они внутри спектакля могут по-разному: истории могут быть сыграны только мужчинами, только женщинами или смешанной командой. И имена героям режиссёр раздал новые и знаковые: Шай, Тан и Дар – всё вместе складывается во вполне понятное публике слово.

Итого за полтора часа в «Love любовь емес» артисты показывают и рассказывают шесть шекспировских пьес: «Ромео и Джульетту», «Отелло», «Сон в летнюю ночь», «Ричарда III», «Короля Лира» и «Гамлета».

Как это?

Художница спектакля Дина Буксикова построила сценографию вокруг кучи древесной стружки. Здесь можно провести линию и к «опилкам в голове», и к кукольному театру Карабаса-Барабаса, да и, в целом, приём получился эффектным: в стружку можно закопаться, из неё можно сделать смешные парики для персонажей, к тому же, зрителям в первых рядах она ещё и вкусно пахнет свежей древесиной.

Из комедий сделали компот
Фото: Facebook театра «Жас Сахна»

Овлякули Ходжакули грандиозно умеет работать малыми средствами: из пары фартуков, нескольких стальных мисок, картонных корон и реквизита по мелочи создаётся лабиринт, по которому бродят шекспировские персонажи. Актёры ныряют в одну пьесу, выныривают уже из другой, а между сюжетами – танцуют и поют, причём поют уже казахские песни, отстраняясь от английской драматургии, американской адаптации, русского перевода и переходя в собственную зону комфорта.

Самой впечатляющей сценой становится финальная – по «Гамлету». В ней уже звучит не текст Боргессона, Лонга и Сингера, а пародийное стихотворение «Гамлетище», написанное около двадцати лет назад Владимиром Логиновым и Владимиром Мауриным – редакторами юмористического журнала «Красная бурда».

Ценность сцены, впрочем, совсем не в тексте (хотя он смешной – не поспоришь), а в пластическом решении. Это ритмический, музыкальный и почти акробатический номер, сложно придуманный и скрупулезно сооружённый. Он построен на эпизоде приготовления пирога (который – «на брачный стол пошёл пирог поминный») и, кроме того, что сам по себе чрезвычайно хорош, ещё и отсылает к контексту: прямо над театром «Жас Сахна» расположено кафе.

Из комедий сделали компот
Фото: Facebook театра «Жас Сахна»

Но вообще в «Love любовь емес» не так много локального контекста. Это спектакль, задуманный, как шутка, ирония и хулиганство, и вот здесь становится заметно: хулиганства и куража в 62-летнем Овлякули Ходжакули на порядок больше, чем в двадцатилетних артистах труппы, с которой он работал. Потому что самоирония, которую так хочется видеть в артистах, пока всё-таки часть выученного рисунка роли. Спектакль столь насыщен сюжетами и текстом, что лёгкости от исполнителей можно добиться только после того, как они перестанут бояться сделать на сцене что-то неправильно. Но это дело времени – через несколько показов кураж станет настоящим.

Для кого это?

Труппа в театре «Жас Сахна» всегда была молодой, а пару лет назад актёрский состав обновился полностью и помолодел ещё больше. Но «Love любовь емес» – это всё же спектакль не для двадцатилетних, а для публики постарше.

Из комедий сделали компот
Фото: Facebook театра «Жас Сахна»

«Осовременивание» Шекспира здесь состоялось не в ключе двадцатых нашего столетия, а, скорее, ближе к рубежу XX-XXI веков. Для пятисот лет, которые отделяют нас от Шекспира, казалось бы, не так много, но мир даже с нулевых изменился безвозвратно. Сексуализированные женские образы уже могут показаться неэтичными, а иллюстрация образа Отелло через рэп-баттл отдаёт сегрегацией.

Это всё, наверное, про то, что в нас «пропал дух авантюризма». А в Овлякули – не пропал. И чтобы понять, разобраться и получить удовольствие, нужно попробовать поймать режиссёрский вайб. Он, к счастью, заразителен, что заметно упрощает задачу.

Постскриптум

Если любите взаимодействие с актёрами в театре, садитесь в первый ряд – есть большой шанс ненадолго стать персонажем спектакля и покуражиться с артистами на сцене. Или получить водой в лицо – тут уж как повезёт.

Поделиться: