Исповеди мигрантов войны

cover Фото Алексея Подгорного

Ещё полтора года назад было сложно представить себе, что Алматы станет пристанищем для тысяч приезжих из других стран. Однако реальность сурова, и вот, жизнь мегаполиса поделилась на «до» и «после». В том числе, жизнь культурная. Например, появились новые театральные коллективы. В частности, 2act – актёрско-режиссёрский дуэт Виталия и Юлии Шенгиреевых, коллег на сцене и супругов за её пределами. В мае после нескольких месяцев поисков театр обрёл своё помещение, где и представил премьеру «Здесь – Алматы».

Документальный спектакль – своеобразный жанр, который легко испортить лишней лирикой. В этом плане «Здесь – Алматы» прост донельзя. Шесть актёров и двенадцать историй, которые не обременены декорациями и костюмами. Монологи собраны в ходе почти 30-часового интервью, в итоговую версию попало чуть больше одной десятой материала.

Каждый актёр садится в кресло в середине сцены и сначала представляет своего персонажа: имя, возраст, характерные черты, манера речи, повадки. За лёгким заиканием, высоким тембром и активными руками вскоре проступают прототипы. А они все разные.

Кто-то приехал в Казахстан ещё зимой-весной прошлого года, кто-то бежал впопыхах, успев схватить только документы, а кто-то здесь всю жизнь и теперь наблюдает её со стороны.

Неудивительно, что во взглядах они не сходятся. Для кого-то Алматы стал домом, для кого-то – перевалочным пунктом, а для кого-то остался ностальгической и певучей Алма-Атой.

При этом сугубо алматинского материала в спектакле нет; разве что по сцене вместе с рюкзаками раскиданы яблоки.

На месте Алматы мог быть любой другой город. Но спектакль касается наболевших вопросов: языка, менталитета, отношения к этническим меньшинствам и переселенцам.

И хотя сделан он предельно аккуратно (даже мат заменили красной бумажной карточкой), не обошлось без спорных моментов. Уже второй монолог шёл от лица парня, которому в поезде посоветовали снять серёжку перед приездом в Казахстан. И хотя тема развивалась в мирном ключе, один из зрителей премьеры сначала вслух едко прокомментировал ситуацию, а потом вышел из зала.

Фото Алексея Подгорного

Режиссёр Виталий Шенгиреев признаётся, что такая реакция была ожидаема. Он называет спектакль «фотографией времени» и поймёт, если после показа его пригласят «поговорить»:

«Прошло более полугода, появились силы и желание поговорить. Не в пропагандистском ключе. Наш спектакль – не манифест. Это наша попытка задокументировать здесь и сейчас. В нём представлена палитра мнений, что-то будет созвучно конкретному зрителю, что-то – нет. Но мы хотели, чтобы люди стали друг друга понимать чуточку лучше. К тому же это терапия не только для зрителей, но и для людей, у которых мы брали интервью».

Вербатим редко бывает развлекательным, а в «Здесь – Алматы» и подавно. Это истории людей, которых война вышвырнула из родной страны и вынудила осесть в далёком и неизвестном городе. Например, история девушки, добиравшейся из Днепра под воспоминания о звуках бомбёжек.

Спектакль «Здесь – Алматы» будет интересен и приезжим, и алматинцам. Местами он забавен, чего стоит хотя бы ласковое высказывание парня, оказавшегося в Конаеве (бывшем Капшагае) о том, как ему нравится «жить в Канаеве». И, может быть, это лучший результат подобных постановок – не спекулировать на зрительских эмоциях, а выложить правду. Только вот, как её пережить –

Лента новостей

все новости