Искусственно созданный кризис – депутаты о льготном автокредитовании

cover Казахстанцы стоят в очередях за получением авто/ Источник: inbusiness.kz

По мнению фракции «Народная партия Казахстана», государство опять поставило себя в позицию «оправдания и исправления ошибок».

В Мажилисе активно обсуждают провал реализации программы льготного автокредитования, которая стартовала в стране 16 мая. Депутаты фракции «Народная партия Казахстана» считают, что программа подняла градус социального недовольства в обществе.

«Реализация нового этапа программы льготного автокредитования в очередной раз показала, что позитивная государственная инициатива при непродуманном воплощении приносит больше минусов и разочарований, чем плюсов. Из бюджета выделены очень серьезные средства на программу с благородной целью повысить доступность новых автомобилей для рядовых граждан, помочь людям. Фракция «Народная партия Казахстана» отмечает, что вместо этого, многочисленные проблемы в организации лишь подняли градус социальной напряженности и вновь поставили государство в привычную позицию оправдания и исправления ошибок. Огромные силы брошены на выправление ситуации и разъяснительную работу», — говорится в депутатском запросе фракции.

Депутаты отмечают, что от исполнительной власти не требовалось что-то создавать, нужно было всего лишь грамотно организовать перераспределение средств от налогоплательщиков и проконтролировать ход их использования.

«По сути, ни одно из масштабных решений государства, направленных на помощь людям и поддержку бизнеса, не было реализовано без серьезных эксцессов и скандалов», — заявили депутаты.

Причина такого провала, по мнению депутатов, лежит в отсутствии алгоритма подготовки: нет ни пилотных проектов, ни готового персонала, ни моделирования возможным последствий.

«При проведении концертов или иных мероприятий даже районного масштаба проводятся многочисленные репетиции. Тогда почему же не были смоделированы хотя бы простейшие сценарии реализации общенациональной программы льготного автокредитования с объемом порядка 100 миллиардов тенге?» — вопрошают депутаты.

Вторым пунктом фракция отмечает кризис автомобильного рынка, «созданный исключительно искусственно».

«Как показала практика, на фоне очень высокого спроса на автомобили традиционные рыночные схемы не работают. Растет число желающих встроиться в схемы поставок, производства, продажи, утилизации, то есть буквально во все стадии оборота автомобилей. Схемы окутаны различными операторами, посредниками, агентами. При этом каждый преследует цель лишь извлечь свою маржу, источником которой является покупатель», — считают депутаты.

Помимо этого, в стране отсутствует развитый общественный транспорт, особенно в регионах и сельской местности, в связи с чем авто становится безальтернативным видом транспорта. В стране нет ни цивилизованного рынка продаж и обслуживания, ни реальной утилизации, «лишь имитация и вливания из госбюджета».

Фракция «Народная партия Казахстана» настаивает на принятии трёх мер, которые должны помочь рынку автокредитования «вздохнуть».

Первое: запретить реализовывать программы, которые финансируются из государственного кошелька, без предварительного моделирования всех возможных последствий. Внедрить пилотные проекты.

Второе: выработать виденье различных вариантов развития авторынка.

Третье: повысить доступность автомобилей для населения и дать экономике от этого ощутимый эффект.

Депутаты направили запрос на имя премьер-министра Алихана Смаилова. Редакция Orda.kz будет следить за продолжением ситуации.

Лента новостей

все новости