В эпоху карантинов, масок и вакцин стриминговые платформы стали для миллионов людей, частично или полностью изолированных в домах, своего рода спасением. Возможностью продолжать смотреть кино на малых экранах в то время, как большие оказались либо под полным запретом, либо под массой ограничений. Однако для кинематографистов эти самые платформы превратились и в источник проблем. В Голливуде гремят несколько скандалов, связанных именно со стримингами.

На днях стало известно, что один из самых успешных и кассово прибыльных режиссёров в мире Кристофер Нолан прекращает многолетнее сотрудничество с киностудией Warner Bros. Сенсация, учитывая факт, что Нолан стабильно проработал с Warner почти двадцать лет, сделав вместе со студией все самые знаковые свои фильмы, включая трилогию о Бэтмене, «Начало» и «Интерстеллар». Причиной разлада стало решение студии-мэйджора выпустить последнюю картину Нолана, «Довод», способом day-and-date – когда фильм одновременно выходит в прокат в кинотеатрах и становится доступным на стриминге.

Студия, оказавшаяся в результате пандемии коронавируса в тяжёлом положении, в какой-то момент приняла отчаянное решение выпустить весь пакет своих новых картин в таком гибридном формате. Режиссёр, в свою очередь, настаивал исключительно на кинотеатральном начальном прокате – в надежде вернуть зрителю привычку ходить в кино в год, когда эта привычка показалась уже едва ли не утерянной.

Разочарования Нолан скрывать не стал и назвал выбранную Warner площадку HBO Max «худшим стриминговым сервисом в мире».

И вот теперь свой новый фильм, пока не имеющий названия проект об изобретателе атомной бомбы Роберте Оппенгеймере, режиссёр будет снимать со студией Universal, которая, по слухам, сразу же согласилась на все его условия по производству и релизу. И, прежде всего, – на условие об исключительно кинотеатральном прокате на протяжении 120 дней со дня премьеры перед релизом на стриминге.

Иски и пандемия – почему актёры и режиссёры судятся с мэйджорами
Кристофер Нолан (справа) на съёмках «Довода»

Нолан – не единственный режиссёр, недовольный политикой Warner. Ранее возмущение открыто высказал и Дени Вильнёв, чей фильм «Дюна» постигла та же судьба, что и «Довод». В прошлом году также стало известно, что Warner выплатил компенсации за гибридные релизы звезде фильма «Чудо-женщина 1984» Галь Гадот и режиссёру Патти Дженкинс – в размере 10 млн долларов каждой, и заключил похожие соглашения с рядом других кинематографистов. По слухам, общая сумма таких компенсаций достигла впечатляющих 200 млн.

Другим громким случаем «выхода на тропу войны» из-за стриминга стало противостояние актрисы Скарлетт Йоханссон с Disney. Йоханссон в 2010 году присоединилась к пантеону супергероев вселенной Marvel в роли Наташи Романофф – Чёрной вдовы. Она — не первая актриса, возмутившаяся неоговоренным в её контракте гибридным релизом и потерей прибыли, но первая, кто подал по этому поводу судебный иск и создал прецедент.

Началось всё в 2019 году, ещё до того, как мир оказался поглощён пандемией. Тогда актриса подписала контракт на исполнение главной роли в «Чёрной вдове», сольном фильме её героини, и стала одним из продюсеров ленты. Контракт звезды, помимо фиксированного гонорара в 20 млн, предусматривал процент с кассовых сборов и изначально только кинотеатральный прокат. Однако к лету 2021 года ситуация кардинально изменилась, и Disney, как и Warner, принял решение выпустить ряд своих новых фильмов, включая «Чёрную вдову», в том самом гибридном формате: к кинотеатральному релизу добавился одновременный выход на собственной стриминговой площадке Disney+.

Для Йоханссон это стало неприятным сюрпризом. По утверждению Скарлетт, она недосчиталась около 50 млн. Актриса и её юристы поначалу вступили в переговоры с Disney, однако так и не пришли к «бескровному» решению, после чего актриса подала официальный иск. По сообщению представителей Disney, во время переговоров их смутила неподъёмная сумма, запрошенная в качестве компенсации, – 100 млн долларов. Учитывая сборы «Вдовы», 370 млн долларов в мировом кинотеатральном прокате плюс 125 млн через платформу Disney+ (один из самых низких показателей фильмов Marvel), сумма действительно может показаться чрезмерной.

Однако складывается ощущение, что трудности компании, которую пользователи соцсетей иронично называют House of Mouse, только начинаются. Похоже, легальная инициатива Йоханссон вдохновила ряд её коллег, имеющих похожие отношения с Disney. И они тоже принялись готовить иски.

Ещё две известные актрисы готовятся «биться за металл» в суде: Эмма Стоун из-за аналогичной ситуации по фильму «Круэлла» и Эмили Блант – с фильмом «Круиз по джунглям».

В отношении Стоун, правда, поговаривают, что она ведёт конфиденциальные переговоры со студией и может прийти к мирному соглашению.

Иски и пандемия – почему актёры и режиссёры судятся с мэйджорами

Более того, ходят слухи, что в компании Pixar, «приёмной дочке» Disney, также готовят иск. Здесь поводом якобы может послужить то, что анимационные фильмы «Душа» и «Лука» были выпущены сразу на стриминге Disney+, вообще миновав кинотеатральный прокат.

И, наконец, как недавно стало известно, братья-режиссёры Энтони и Джо Руссо, снявшие два сольных фильма о Капитане Америка, а также ленты «Мстители: война бесконечности» и «Мстители: финал», в свете этих событий притормозили свои переговоры по поводу будущего проекта Marvel. Якобы братья, снявшие самые кассовые хиты марвеловской эпопеи, опасаются повторения ситуации и решили выждать.

Как именно голливудские студии будут решать сложившуюся запутанную ситуацию, и как это повлияет на формат сотрудничества с режиссёрами и актёрами, нам остаётся ждать и смотреть. Сейчас студии, выбитые из колеи потерями прибыли и обжёгшиеся на исках и компенсациях, стремительно ищут работающую модель кинорелизов в современных условиях. На данный момент и Warner Bros., и Disney пришли к решению оставлять 45-дневное «окно» между кинотеатральным и стриминговым релизами. Это в два раза короче прежнего 90-дневного периода. Даже если зритель не сможет посмотреть из дома новый блокбастер сразу, как при гибридном релизе, он увидит премьеру онлайн гораздо раньше, чем в доковидную эпоху.

Поделиться: