Санкции в обмен на инвестиции: зачем россияне строят завод в Актобе?

cover

В Казахстане построят ещё один завод тяжёлого машиностроения. Несмотря на солидные вливания, эта сделка может выйти стране боком. Как сложилась ситуация, когда иностранные инвестиции рискуют обернуться вторичными санкциями, читайте в материале Orda.kz.

С чего всё началось

На VII Международном инвестиционном форуме «Investment Aktobe-2022» аким Актюбинской области Ералы Тугжанов подписал меморандум о строительстве завода по производству железнодорожных колёс.

ТОО «Актобестил», открытое в октябре 2022 года, уже в начале 2023 года планирует приступить к строительству этого завода.

Сумма инвестиций составит 278,6 млн долларов. Основное технологическое оборудование поставят ведущие европейские производители. Запуск производства, на котором будут работать 582 человека, запланировали на апрель 2025 года.

На предприятии мощностью 330 тысяч колёс в год будет производиться продукция, предназначенная как для грузовых, так и для пассажирских вагонов. В перспективе рассматривается возможность выпуска колёс, соответствующих европейским и международным стандартам.

Российский импорт

Про подводные камни этой сделки наша редакция уже писала в декабре, но сейчас открылись новые подробности.

Тогда выяснилось, что корни нового завода растут из России. Директором ТОО является Борис Билоненко. Его полный тёзка в 2018–2020 годах значился юристконсультантом Загорского трубного завода (ЗТЗ). В его функции входило исполнение обязанностей номинального директора и представление интересов компании в различных судебных органах Российской Федерации.

Его предполагаемый отец – Виктор Билоненко – до недавнего времени значился заместителем директора по техническому развитию Загорского трубного завода. По крайней мере, именно так его представляли в СМИ в конце июля 2022 года.

Учредителем ТОО значится некий Сергей Бандаев. 

Европейские санкции

Информация об этом меморандуме прошла в казахстанских СМИ почти незамеченной, но на неё обратили внимание немецкие журналисты и чиновники.

Сайт germanynews.net пишет, что за ТОО «Актобестил» стоит российский олигарх казахстанского происхождения (из Темиртау) Денис Сафин. Он также владеет Загорским трубным заводом и предприятием «Уральская сталь».

Денис Сафин

Принадлежность актюбинского ТОО к империи Сафина демонстрирует личность директора завода Бориса Билоненко, который является законным представителем Загорского трубного завода. Санкции Европы против металлопродукции из РФ затронули Сафина и его предприятия. Логично, что теперь производители ищут новые пути их обхода. В том числе через Казахстан.

Меж тем этим делом заинтересовались в немецком Федеральном управлении экономики и экспортного контроля (BAFA). По данным наших источников, в организацию уже поступило письмо с требованием проверить актюбинскую сделку на предмет обхода санкций. Немецкая металлургическая компания Eurolinex GmbH беспокоится, что Россия получит высокоточное европейское оборудование, а затем и вовсе начнёт поставлять свою продукцию в ЕС под казахстанским брендом. Если проверка установит такой факт, на Казахстан тоже могут наложить санкции.

Возможно, казахстанским региональным властям стоит обратить внимание на эту ситуацию.

По данным World Steel Association, всего с января по август 2022 года в РФ произвели 48,9 млн тонн стали, что на 5,8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Минпромторг России прогнозирует ежегодное снижение на 6–8%.

«Российская экономика адаптируется к переориентации своего экспорта главным образом за счёт изменения экспортных маршрутов, а не за счёт изменения конечных потребителей. Казахстан служит им транзитной страной, откуда в Европу ввозится запрещённый российский металл. Неслучайно «Актобесталь» заявляет о выпуске колес, соответствующих европейским стандартам. Таким образом, российский металл выйдет на европейский рынок в виде железнодорожных колес производства Актобе, а Казахстан станет соучастником противоправных действий по обходу санкций», – говорится в материале немецких журналистов.

Казахстанский рынок

Интересно во всём этом ещё и то, что Казахстан самостоятельно закрывает свою внутреннюю потребность в железнодорожных колёсах. Ещё в 2020 году экибазстузское ТОО «Проммашкомплект» отчиталось о выпуске 100 тысяч колёс. С тех пор мощность предприятия только нарастили.

О том, как Россия обходит западные санкции, используя параллельный импорт, писали британские журналисты. Они выяснили, что через Казахстан, Армению и Кыргызстан в страну продолжают завозить бытовую технику, автомобили, запчасти и смартфоны. Более подробно об этом можно почитать здесь.

Лента новостей

все новости