Информационная безопасность и традиционные ценности – зачем готовят новую доктрину?

cover

В Казахстане хотят принять так называемую информационную доктрину. Что это за документ и как он будет влиять на медиасферу страны, разбиралась редакция Orda.kz.

Проект указа президента «Об утверждении информационной доктрины» опубликовало Министерство информации и общественного развития РК на портале «Открытые НПА» 14 декабря.

В предисловии говорится, что геополитическая турбулентность и усиливающееся взаимное недоверие на международной политической арене заставляют по-новому смотреть на вопросы информационного взаимодействия. Становятся актуальными вопросы распространения достоверной информации, противодействия фейковой и манипулятивной информации, а также повышения доверия общества к средствам массовой информации.

«В этой связи перед Республикой Казахстан как полноправным  участником глобальной информационной экосистемы стоит задача выработки четких информационно-коммуникационных императивов и ценностных ориентиров, отображающих суть национальных интересов страны в данной сфер», – говорится в документе.

Информационная доктрина представляет систему взглядов и принципов развития отечественной информационной сферы, механизмов повышения её открытости и конкурентоспособности. Доктрина будет определять идейно-ценностные установки, отвечающие интересам общества и способствующие дальнейшему развитию государства.

Доктрина должна стать основополагающим документом при формировании государственной политики в информационно-коммуникационной сфере и развитии общественных отношений.

Ключевыми направлениями станут обеспечение информационной безопасности и своевременное реагирование на внешние вызовы и риски.

В документе отмечается, что за последние годы традиционные СМИ потеряли часть аудитории, которая теперь предпочитает получать информацию из социальных сетей и рассылок в мессенджерах. В связи с этим журналистам нужно осваивать новые навыки для удержания зрительского внимания.

«На фоне быстроразвивающихся технологий необходимо подчеркнуть фактор конвергентности. С развитием мессенджеров, появлением феномена блогерства претерпели трансформацию классическое понятие традиционной журналистики и методы информирования аудитории.  Аудитория фокусирует внимание на событиях, происходящих «здесь и сейчас». Изменение привычек медиапотребления требует от журналистов новых навыков для оперативного и объективного информирования общественности и удержания своей аудитории», – говорится в доктрине.

Разработчики из МИОР отмечают у потребителей контента снижение уровня критического  мышления и способности к анализу. Это приводит к росту дезинформации и манипуляций общественным мнением. Аудитория потребляет кликбейтные заголовки.

Особенности развития информационного пространства РК

В стране работают более пяти тысяч средств массовой информации. В документе приводится небольшая статистика по СМИ разных форматов.

Печатные СМИ. На сегодня для свыше 9% граждан печатные издания до сих пор остаются основным источником информации. Переход широкой аудитории на альтернативные каналы коммуникации свидетельствует о неуклонном снижении интереса к печатным изданиям. Низкая оперативность, удорожание стоимости типографских услуг, газетной бумаги усугубляют положение газет.

Телевидение и радио. Схожая ситуация прослеживается и в телерадиоиндустрии. Тем не менее отечественные теле- и радиостанции показывают, что могут конкурировать с зарубежными медиагигантами. При этом заметна положительная динамика роста контента на государственном языке, и в среднесрочной перспективе этот тренд будет только усиливаться, учитывая интерес соответствующей телеаудитории ко всем жанрам телевизионных передач (прежде всего развлекательным и информационно-аналитическим).

Кроме того, с активным распространением интернета необходимо развивать интернет-телевидение как доступную и новую альтернативу. Региональное телевидение по-прежнему почти никому не интересно.

Интернет-СМИ. По-прежнему остаётся актуальным вопрос производства качественного контента на государственном языке.

Часто не хватает профессиональных кадров, компетентных в вопросах конвергентной и мультимедийной журналистики.

«В Казахстане интернет-СМИ стали превалировать только в формате новостных лент. Следует развивать создание профильных новостных материалов, авторской и расследовательской журналистики», – говорится в доктрине.

В результате интернет-СМИ стали позиционироваться в основном в качестве новостных агрегаторов, что породило недоверие со стороны читателей, а также способствовало их миграции в социальные медиа.

Социальные сети. Благодаря развитию мобильного интернета этот сегмент стал основным источником информации для почти половины населения, причём преимущественно молодежи. Как показали социологические исследования за 2021 год, 45,2% респондентов предпочитают получать информацию в социальных медиа.

«В целом анализ развития информационного пространства Республики Казахстан показывает наличие некоторой уязвимости отечественной информационной среды от внешнего деструктивного воздействия, которая негативным образом влияет на ценностно-идеологические установки граждан и несёт угрозу внутриполитической стабильности», – отмечают разработчики доктрины.

Что будет делать МИОР?

В целях эффективного развития информационного пространства Казахстана необходимо принятие следующих нормативных изменений:

  • совершенствование законодательства в области антимонопольной защиты информационного рынка, обеспечение свободной конкуренции среди СМИ и стимулирование развития конкурентоспособной среды;
  • дальнейшая системная поддержка развития печатных изданий (газет и журналов). Меры поддержки будут осуществляться в отношении печатных изданий для производства и распространения печатной продукции, что предоставит возможность газетам и журналам Казахстана укрепить свое экономическое положение и сохранить своё место на медиарынке;
  • введение новых понятий, связанных с развитием средств массовой коммуникации и социальных медиа. Реализация нововведений приведёт к планомерному увеличению в коллективах СМИ числа специалистов по SMM-маркетингу, социологов, психологов, продюсеров и креаторов. В разрабатываемых соответствующих нормативных правовых актах следует отметить правовое обеспечение их деятельности на основе принципа добровольности;
  • системное решение вопросов по прохождению курсов повышения квалификации работников СМИ в целях освоения новых информационных трендов и цифровых технологий, а также развития отраслевой журналистики;
  • разработка подходов к внедрению современных стандартов качества звука и изображения, кодирования и сжатия сигнала теле- и радиоканалов в сфере телерадиовещания, а также формирование методов государственной поддержки;
  • повышение прозрачности и подотчётности, а также эффективности государственного информационного заказа посредством модернизации действующего механизма финансирования и предоставления поддержки новым субъектам СМИ (социальные сети, мессенджеры, онлайн-платформы и другие) через реализацию крупных разножанровых проектов;
  • актуализация всех действующих программных документов в сфере информации, включая Концепцию «Киберщит Казахстана», а также законов «О средствах массовой информации», «О связи», «О персональных данных и их защите», «О доступе к информации» и национальные технические стандарты.

Количество не есть качество

Но самые интересные пункты обозначены в разделе о мерах по повышению конкурентоспособности и качества отечественного информационного контента. В частности, необходимость снижать зависимость от влияния иностранных масс-медиа.

«Необходимо развивать контент с аналитическим содержанием, формируя тем самым критическое мышление у населения. Эта мера должна сопровождаться механизмами повышения информационной и правовой грамотности самих журналистов и блогеров. Следует качественно развивать контентную составляющую в отечественных СМИ и активно продвигать разножанровую информационную продукцию, включая аналитическую, познавательную, анимационную, развлекательную», – говорится в документе.

Также доктрина предполагает создание эффективной системы стратегических коммуникаций. Непрерывное повышение квалификации всех государственных менеджеров, сотрудников пресс-служб и специалистов отдела по связям с общественностью.

Обеспечение общего доступа к информации, находящейся в распоряжении государства. Стимулирование выхода отечественных СМИ на внешние рынки. Также создание условий для продвижения на условиях паритета в пакетах кабельного вещания иностранных государств.

Какие установки будут транслировать через медиа

Отечественные медиаканалы, судя по доктрине, должны транслировать основные ценности казахстанцев. А именно:

Независимость и патриотизм. Единство, сотрудничество, толерантность, взаимное уважение должны стать основными ценностями всей проводимой работы.

Справедливость, верховенство закона и нулевая терпимость к коррупции. Верховенство закона должно проистекать исключительно из Конституции страны. Свобода слова, а также запрет цензуры должны оставаться главным двигателем развития информационной сферы.

Государственный язык, история и культура. Следует постоянно расширять казахоязычный сегмент аудитории в стране. Государственный язык является консолидирующим и защитным фактором в сохранении единства страны. Информационная идеология направлена на продолжение традиционного института семьи, нравственного воспитания и преемственности поколений, защиту национальных ценностей, особенно материнства и детства.

Трудолюбие и стремление к знаниям. С учётом всецелой поддержки государства это должно стать залогом повышения благосостояния граждан.

Общество равных возможностей. Каждый член социума без исключения имеет свободный доступ к информации. Равенство возможностей важно для формирования ценностей социальной справедливости в системе ценностного развития казахстанского общества.

Бережное отношение к природе, окружающему миру. Привитие экологического мышления должно стать ключевым направлением в жизни казахстанцев.

Созидательность и прогрессивность. Стремительно меняющийся мир требует от государства и общества постоянного решения на вызовы и угрозы. Энергия, талант и трудолюбие наших граждан должны стать ключевым фактором развития страны.

Обсуждение проекта доктрины продлится до 29 декабря.

Лента новостей

все новости