Инфляция и налоги: казахстанцам скоро будет не по карману питаться вне дома

cover

О проблемах казахстанского общепита Orda.kz поговорила с участниками рынка и отраслевыми экспертами.

Казахстанский общепит, как и все казахстанцы, в 2022 году столкнулся с серьёзными проблемами. Каждый месяц цены на продукты питания в стране росли, что существенно повышало затраты на приготовление блюд в ресторанах и кафе. Но негативная тенденция выходит далеко за рамки обычной инфляции и затрагивает вопросы налогообложения, подготовки кадров, производства. Казахстанцы уже сейчас стали реже ходить в кафе и рестораны, а в долгосрочной перспективе рискуют получить едва живую отрасль общественного питания.

Основатель сети ресторанов Shaurma food Дмитрий Инютин выделил основные проблемы общепита на сегодня.

«Все прекрасно понимают, что за 2022 год инфляция у нас 20%. Но это официальная. Если взять непосредственно сегмент общепита, то это не 30% и даже не 35%. Продукты подорожали очень существенно, некоторые – на 70–80%. Сыграло и повышение курса рубля, потому что у нас немалое количество импортируемой продукции, элементарно все картонные изделия идут из России. И там всё растёт, хоть и рубль снизился: не 7,8, а 6,1. Тем не менее нам приходят письма от наших поставщиков, которые закупают картон, опять о повышении на 12–13%», – сказал Дмитрий Инютин.

Он отметил, что не подорожали только отечественные говядина и баранина. А вот окорочка выросли в цене сразу на 90%. Увеличились заработные платы бюджетников, за ними поднялись и цены.

«Мы подняли свои цены на 15–18%, а потеряли львиную долю. И нам это очень сильно бьёт по чистой прибыли. Следующий тезис – это повышение с 1 января ставки розничного налога в два раза. Во время ковида для поддержки бизнеса, если он на упрощёнке, можно было не платить налог. Но с 1 января налог вырос с 3% до 6%. Рентабельность и так упала в два раза. И сейчас 25% сразу уходит», – добавил Инютин.

Розничный налог уплачивается с оборота компании. На время пандемии его снизили до 3%.

Также Дмитрий рассказал о том, что после январских событий Фонд предпринимательства «Даму» перестал субсидировать общепит. Это кардинально поменяло стратегию развития. По словам Инютина, предприниматели привыкли у тому, что могут кредитоваться под 6–7% годовых, субсидируясь через «Даму»:

«Если бы имели это субсидирование, мы бы до конца года расширились и обеспечили работой две тысячи человек. А сейчас мы кредитуется под 22,7% годовых. Это номинальная ставка, даже не эффективная! Получается, ставка по розничному налогу выросла, инфляция подскочила, ещё и ставка по кредитованию выросла в 2,5 раза. Общепит становится практически нерентабельным».

Он добавил, что многие крупные сети и небольшие кафе уже закрылись в прошлом году. Сейчас ситуация может стать ещё хуже. Помимо того, что вырастут цены на всё меню во всём общепите, владельцы бизнеса начнут экономить на продуктах и стандартах их приготовления. Упадёт качество, люди, возможно, начнут чаще травиться в кафе и забегаловках.  

Все рестораны и донерные подорожают в 2023 году в Казахстане

Председатель Ассоциации общественного питания, ресторанный аналитик Вероника Нурпеисова говорит, что розничный налог всё-таки должны снизить до 4%:

«Де-юре розничного налога сейчас вообще нет. Потому что целая глава, где была статья о розничном налоге, пошла на утрату. Наша ассоциация целых год боролась с министерством национальной экономики, Минфином, Комитетом государственных доходов, мы отстояли ставку в 4%. Касательно «Даму»: кредиты сейчас не под 4, а с 6 до 19%. Но с 2022 года кредиты под общепит не дают, это правда. Но существуют региональные программы. В каждом городе есть своя программа «Даму», где, в принципе, можно по тем или иным статьям добавить общепит».

Она добавила, что с 1 января 2023 года у всех владельцев общепита в Казахстане на 25–30% поднялась арендная плата. Собственникам недвижимости, как пояснила Нурпеисова, сейчас приходится платить налог, который они включают в арендную плату. Наряду с покупкой лицензии на алкоголь, авторскими отчислениями (за использование музыки), и медстраховкой сотрудников, это сильно поднимает расходы предпринимателей.

Вероника Нурпеисова, фото informburo

«Я считаю, что предпринимателю нужно максимально помочь, упростить вопрос с розничным налогом. Но открытой остаётся 913-я форма розничного налога. Там есть такое понятие, как «расходы». Но если мы платим 4% от оборота, какая разница КГД, на что у меня идут расходы? В течение пяти лет в любой момент может прийти камеральный контроль. И если у меня какой-то бумажки по расходам нет, они могут меня оштрафовать. Но для чего это нужно, если я плачу просто от оборота?» – продолжила эксперт.

Резюмировав, она отметила, что отрасль, по сравнению с доковидным временем, по развитию отбросило на семь лет назад. Чтобы исправить ситуацию, нужно изменить налоговое законодательство. Также необходимо вводить сертификацию и честную экспертизу ввозимых в Казахстан продуктов. Это нужно, чтобы расследовать все случаи отравления людей. Не важно, в ресторане это произошло или дома. 

«Обычно в среднем два раза в год повышают цены в общепите на 5–7%. В 2023 это будет весной, потому что продукты ещё сильнее подорожали. Мы понимаем, что вы не сможете ходить в заведения общественного питания и есть там стейки по 20–50 тысяч тенге. Заработную плату никому не подняли, а расходы у всех сильно выросли. Поэтому мы сейчас пересматриваем наши блюда, изучаем науку фудпейринг (наука о сочетании продуктов с разными вкусами и запахами – Прим. ред.), стараемся наращивать местное содержание. Без этого мы не сможем выжить никак», – подчеркнула глава объединения.

Вероника Нурпеисова добавила, что средний чек в заведениях уже упал в пять раз. Если раньше люди заказывали стейки, то сейчас предпочитают пивные сеты и блюда на компанию.

В 2022 году сильнее всего подорожали продовольственные товары – на 25,3%. Тут главным драйвером выступил сахар – за год цены на него выросли сразу на 64,9%. Все мы помним мартовский скачок цен и дефицит продукции, которые и стали причиной столь значительного итогового роста.

Есть и ещё один продовольственный товар, рост на который оказался таким же сильным, как на сахар. И вы вряд ли сходу угадаете, какой. Это курага, чья стоимость также увеличилась на 64,9%. На третьем месте по росту цен за год – огурцы (+47,9%).

Лента новостей

все новости