Иллюзия наготы

cover Фото Елены Петровой

В республиканском Немецком театре поставили спектакль «Пер Гюнт» по пьесе норвежца Генрика Ибсена. Режиссёр Наташа Дубс в своей новой работе рассказывает о самоопределении человека двадцать первого века, основываясь на литературном материале века девятнадцатого.

«Пер Гюнт» стал первой большой премьерой театра в 2022 году, и, в отличие от предыдущих камерных работ, продолжил давнюю традицию Немецкого: создавать крупные, визуальные, многолюдные и многосмысловые спектакли.

О чём это?
Герой пьесы Ибсена – наследник знатного, но обедневшего рода Пер Гюнт, молодой в начале действия человек, живущий в собственных фантазиях и заметно раздражающий этими фантазиями окружение. Мир стремится привести Пера к условной нормальности, но сам он всю жизнь тратит на то, чтобы понять, какой он на самом деле, где его реальность – действительная, а не вымышленная.
В пьесе на долю Пера выпадает множество приключений: он побывает и в других странах Европы, и в Америке, и в Африке, столкнётся не только с людьми, представляющими разные социальные и культурные пласты, но и с мифическими существами – троллями, ведьмами и лешими. А в финале жизни, после разговора с самим дьяволом, найдёт единственный верный для себя путь – путь любви. Это будет его дорога к Сольвейг, крестьянской дочери, в которую он влюбился ещё юношей, и которая пронесёт свою любовь к Перу через всю жизнь – и его, и собственную.
Однако в работу продолжительностью чуть менее двух часов монументальный текст Ибсена, по понятным причинам, вместить невозможно. Да и спектакль у Дубс больше пластический, чем драматический – именно через физические действия ей наиболее образно удаётся раскрывать персонажей.
Поэтому без хотя бы поверхностного знакомства с сюжетом истории «Пер Гюнт» Немецкого будет особенно сложен для понимания – нарратива там минимум.

Фото Елены Петровой

Как это?
«Пер Гюнт» – спектакль, в котором много музыки и много пластики. Базовый наряд почти всех персонажей – бежевые комбинезоны, обтягивающие тела актёров, как вторая кожа. На сцене много мнимой наготы – именно так воспринимается это художественное решение. Одеты только Пер Гюнт и Сольвейг, что, кажется, выдает их причастность к реальному миру – не фантазийную, бытовую составляющую.
Пера и Сольвейг играют Тимур Бонданк и Рената Касиманова, им же принадлежат все вокальные партии, и там, где дуэту не хватает актёрской «химии», помогают песни: звучат оба артиста очень трогательно.


Вообще Бонданку с ролью повезло – настолько крупных персонажей Тимуру давно не доставалось, хотя в Немецком он в статусе ведущего артиста. Его Пер Гюнт – герой растерянный, но менее эксцентричный и импульсивный, чем может читаться в тексте пьесы. Артист работает своим «внутренним ребёнком», и, кажется, не все грани персонажа чувствует, но это, может быть, оттого, что история спектакля и история пьесы имеют разный масштаб.

Фото Ольги Ли


Спектаклю «Пер Гюнт» (так кажется в большинстве сцен) недостаёт эпичности и плотности. В нём здорово работают костюмы, те самые «обнажённые» тела, дополнительные аксессуары, в том числе пугающе уродливые (и от этого ещё более красивые) маски – их для спектакля создала художница Ирина Писарюк. Но оттого, что действие происходит на фактически голой сцене, а работа со светом оказалась не слишком изобретательной, визуально часть сцен, где работают пары или тройки артистов, кажутся «лысыми».

Зато массовые пластические эпизоды, как всегда в Немецком, очень эффектны, хоть и не до конца случается то, чем театр славился ещё несколько лет назад – ансамблевость. Но труппа сейчас небольшая, справляться в такой ситуации не так просто. Впрочем, это нивелируется, по-настоящему, звёздными образами, и речь не только о главных героях. Хорош Доврский Дед Александра Дара, наивно обиженный на жизненные обстоятельства, и чрезвычайно – Пуговичник Бекарыса Боранбаева, артиста тонкого, хрупкого, харизматичного, который в пластических сценах всё внимание перетягивает на себя.

Для кого это?
«Пер Гюнт» Немецкого – это, в первую очередь, переосмысление. Например, тотально изменилось значение слова «тролль» со времён Ибсена – если в пьесе это фольклорный персонаж, то в современном контексте – виртуальный мозгоклюй. Если в Норвегии позапрошлого века в поиске себя герой совершает кругосветное путешествие, то в наше время Перы в попытке самоопределиться дрейфуют по виртуальному пространству. Причём так же неосторожно, нагишом, уязвлённые и потерянные.
В финале спектакля второстепенные персонажи раздевают Пера Гюнта, делая его похожим на остальных, – все голые, и он теперь тоже. Эта история о тех, кто надеется привести собственную идентичность в соответствие с общепринятой нормой, хотя она таковой быть совершенно не обязана, и для тех, кто хочет поспорить с подобным ходом вещей.

Как посмотреть?
В апреле у Немецкого театра насыщенный репертуар. Спектакль «Пер Гюнт» покажут дважды, 9 и 30 числа, а ещё триумфально вернутся хитовые «Я Гамлет» и «Ревизор». И, наконец, на сцене снова появится премьера начала сезона – спектакль Never Forever с Наташей Дубс в главной роли.

Лента новостей

все новости