Ходят сюда от безысходности: что не так с рынком автозапчастей Car City в Алматы

cover Фото: Orda.kz

Жители и гости Алматы стали всё чаще жаловаться на работу крупнейшего торгового центра автозапчастей – Car City. Корреспондент Orda.kz под видом покупателя прошёлся по территории комплекса. Большинство из заявлений граждан о нарушениях подтвердились

Покупка автозапчастей для автомобилиста сравнима с приобретением новой машины – задача сложная. А любая допущенная ошибка может стоить нервов, денег и дополнительного простоя авто на ремонте. Особенно если виновником окажется недобросовестный продавец.

В социальных сетях, а также в узком кругу автолюбителей всё чаще стали обсуждать проблемы алматинского рынка запчастей: «Фискальные и товарные чеки продавцы просто так не выдают, почти нет кассовых аппаратов, коммерсанты ставят неоправданно высокие цены, а гарантии предоставляют под честное слово, к тому же б/у техникой торгуют».

Хаос на входе

Около ТЦ к вам сразу пристанут предприимчивые граждане, которые «дёшево и быстро» зальют фреон в кондиционер. Или продадут другие жидкости для авто, и это всё прямо на автобусной полосе. Впрочем, водители пользуются услугами, несмотря на активное дорожное движение.

Схема проста: одни с табличками в руках зазывают потенциальных клиентов, а другие делают свою работу. Оплата переводом строго после выполнения услуг. И так на протяжении всего дня.

Красным выделены "дорожные бизнесмены", пристающие ко всем заезжяющим. Фото: Orda.kz

Ёмкость казахстанского рынка автозапчастей и сервисных услуг (ремонта машин) оценивают в $2,5 млрд, указывает обозреватель технологий-журналист с сайта kz.kursiv.media Ади Туркаев. Выходит, условно каждый день в республике продают запчасти и услуги на более чем $6 млн. 

Тем временем несколько жителей микрорайона Аксай-1 пожаловались на автолюбителей. Нашему корреспонденту рассказали, что владельцы авто, не желая платить за стоянку около ТЦ, заезжают во дворы. Затем покупают запчасти и занимаются ремонтом на месте парковки.

Брать или не брать – выбор за вами

Впрочем, основной проблемой потребители называют контрафактную продукцию. Но есть важный момент: каждый предприниматель здесь ответит, что торгует лишь оригинальными запчастями, но оценить на вид, подделка лежит на прилавках или нет, обыватель не сможет. Даже обвинения в этом будут голословны. А для легитимной экспертизы и железобетонного подтверждения нужно иметь соответствующее разрешение. Санкционировать проверку могут лишь в МВД, но и это не выйдет – мораторий на проверки бизнеса продлили до 2024 года.

Фото: Orda.kz

Впрочем, через дни или недели покупатели вновь приезжают за точно такой же деталью или со скандалом пытаются её вернуть. Об этом говорят посетители. Таксист Нуркен Нуржанов, к примеру, рассказал, что на этом рынке он больше никогда не будет закупаться именно из-за такого отношения к клиентам. По его словам, "сюда ходят от безысходности".

Единственная вывеска, где сказано, что детали оригинальные. Фото: Orda.kz

К слову, ранее в НПП «Атамекен» доложили, что общая стоимость контрафактной продукции, завезённой в Казахстан с 2018 по 2021 год, превышает 30 млрд тенге. И этот объём увеличивается минимум на 10% в год.

Наряду с этим растёт и реализация товаров, не отвечающих требованиям безопасности. Только с января по апрель 2022 года в Казахстан пытались провезти контрабанду более чем на 5 млрд тенге. А в мае 2022 года в Алматы изъяли более 100 тысяч контрафактных запчастей на марки Toyota, Lexus, Honda на 2 млрд тенге.

Вскрытие покажет

Вернёмся к Car City. Поход по рядам показал, что цены на конкретные товары на порядок выше, чем у ближайших конкурентов в городе. Даже на маркетплейсах выйдет приобрести идентичные товары дешевле. Помимо этого, при потенциальной покупке продавцы с неохотой соглашались, что смогут выписать фискальный и товарный чеки. Причём в бутиках, в которых побывал журналист Orda.kz, кассового аппарата не наблюдалось. Кроме того, торговцы сразу становились не такими приветливыми после вопроса о чеках.

Около двух часов мы наблюдали за продавцами. Клиентам чеки не предлагали: каждый коммерсант в бутике принимал оплату через мобильный перевод или чаще – наличными.

Фото: Orda.kz

Корреспондент Orda.kz попытался найти боковые зеркала на новый автомобиль. Торговец по имени Юлия говорит, что их нужно заказывать. Ожидание – примерно две недели, и обойдётся вещь в копеечку – до 100 тысяч тенге.

Продажа зеркал и других компонентов. Фото: Orda.kz

Полицейские в 2018 году уже интересовались, есть ли у торгового центра разрешения на реализацию автомобильных запчастей. Летом того же года бутики с подержанными автозапчастями Car City стали массово закрываться в Алматы, практически сразу после убийства фигуриста Дениса Тена.

Позже оказалось, что до 2018 года на рынке нечестные на руку предприниматели незаконно получали регулярный доход, при этом фактически ничем не занимаясь. Однако в руководстве ТЦ Car City отрапортовали, что решили проблему с повторной пересдачей своих площадей в аренду третьими лицами.

В конце 2022 года неравнодушные граждане вновь просили акима разобраться и проверить крупный авторынок Car City на соответствие видам деятельности. Тогда Ерболат Досаев дал поручение акиму района и прокуратуре. Однако о результатах широко не распространялось. Orda.kz направила запрос с просьбой рассказать подробнее об итогах проверки. Ответ на него мы пока не получили.

Кто у руля Car City?

По данным из открытых источников, руководящая ТЦ компания зарегистрирована как акционерное общество «Акционерный инвестиционный фонд недвижимости «Car City». Первый руководитель –Динара Бекова. Но интересует другое: до 27 января 2023 года учредителем фирмы значилась Сауле Сагдиева – мама ныне управляющего корпорацией Kazakhmys Нурахмета Нуриева.

Справка с сайта электронного правительства

После назначения сына Сауле Сагдиева покинула состав учредителей, однако осталось 10%-ным акционером компании.

Акционеры и их пакет акций

В материале газеты «Время» ещё в 2010 году помимо родственных связей раскрывается интересная деталь. Возглавляя кредитный департамент БТА банка, Сауле Сагдиева одобрила крупный кредит для компании «Астар». А гарантом сделки выступило ТОО «Меркурий», председателем правления которого на тот момент была родная сестра Сауле – Раушан Сагдиева. «Астар», как выяснилось, через сеть офшорных компаний принадлежит Сакену Тойлыбаеву – крупному предпринимателю, в разные времена занимавшему высокие должности в AO «DAMU Logistics», ТОО «InvestCapitalRealty» и Холдинге «AMANAT INVEST GROUP. High Tech Logistic».

Сейчас Раушан Сагдиева числится учредителем ещё одной компании – ТОО «Group Nak 8» и значится членом совета директоров в ещё трёх АО: "Кристалл менеджмент", "ЗА-БЭСТГРУПП", "JOINT RESOURCES".

Раушан Сагдиева также является учредителем АО «Car City», а также ТОО Mercury Properties – в этой компании учредителями числятся также Динара Кулибаева (дочь экс-президента) и ТОО «Кипрос», подконтрольная Тимуру Кулибаеву. К тому же руководитель ТОО «Кипрос» – та самая Раушан Сагдиева. Согласно депозитарию финансовой отчетности, Сауле Сагдиева является аффилированным лицом с ещё 19 большими компаниями, среди которых в основном филиалы банков или они сами.

Сам же глава Kazakhmys Нуриев числится учредителем или руководителем целого ряда компаний. Среди них ТОО «Mega Trans Logistic», ТОО «Global LED Display» и ТОО «ТЦ Car City».

Справка с сайта электронного правительства

А кто ещё?

Раушан Сагдиева руководит целым рядом активов Кулибаевых. С ними она соседствует в составе учредителей компаний Joint Technologies, Arbat Retail и Verus Praedium International. Помимо доли в ТЦ Car City, она значится одним из учредителей «Базис-Люкс». Это строительная компания, которая входит в холдинг Bazis Holding Company, принадлежащей Павлу Беловичу.

Среди активов Сагдиевой также брокерская FCI Management LLP, финансовая Vector Enterprise и ТОО «Arna Press». Через последнюю бизнесвумен владеет бывшими активами «КазПресс» Владислава Салагаева – газетными киосками «АИФ».

Семья достаточно известная. К примеру, отец успешных женщин-предпринимательниц – Махтай Сагдиев. Он занимал пост председателя президиума Верховного Совета Казахской ССР. После развала Союза работал советником президента и депутатом мажилиса парламента. В статье «Казправды» «Достойный сын Великой степи» Сагдиев указан ближайшим соратником экс-президента Нурсултана Назарбаева.

Махтай Сагдиев. Казахстанская Правда

Исходя из налоговых отчислений компаний, их руководители получают существенную прибыль. В среднем в год АО Car City и ТОО ТЦ Car City вносят в казну 169 млн и 31,4 млн тенге соответственно.

Примечательно, что АО Car City получили за последние четыре года пять раз письменное предупреждение от сотрудников Агентства по регулированию и развитию финансового рынка:

  • Несвоевременное размещение списка аффилированных лиц общества дважды – по состоянию на конец 2020 и конец 2022 года.
  • Несвоевременное размещение информации об избрании исполнительного органа.
  • Не размещение информации о решениях, принятых общим собранием акционеров.
  • Невыполнение обязанности по раскрытию информации о своей деятельности.

В целом же на рынке в Алматы прослеживается выработанная годами чёткая структура поведения. Отдельно про "поборы" или "кошмары" от начальства сведений нет, продавцы о руководстве рынка даже в неформальной беседе говорят либо хорошо, либо вообще молчат.

Дефицит запчастей и мест на рынке

Продолжая тему авторынка, стоит отметить, покупатели уже почувствовали не только рост цен на автозапчасти, но и дефицит оригинальных и самых востребованных деталей.

Продавцы объяснили, что сейчас европейские запчасти идут через Армению. Также большие объёмы поставляются из Юго-Восточной Азии и Китая. Из Поднебесной в основном идут дубликаты. Но даже им пока что не удаётся полностью восполнить дефицит. Многие товары до сих пор в пути.

«Есть перебои с поставкой запчастей. Мы вынуждены поднимать цены из-за трудностей и дороговизны доставки», – сказал продавец, пожелавший остаться неназванным.

Прогнозы на будущее нерадужны. В ближайшие месяцы цены, по словам специалистов, точно не пойдут вниз.

Иллюстративное фото: Autonews.ru

Арендаторы также сообщают, что просто так попасть на рынок для ведения торговли не выйдет. Здесь очередь расписана на годы вперед, подтвердила менеджер по аренде. Она также добавила, что все арендаторы исправно платят, и просто так "никого не выгонишь". Цены же за использование бутика поднимают регулярно. Как отметил торговец со второго этажа центра, сейчас это частое явление не только тут, но и на других рынках.

Журналист Orda.kz попытался поговорить с представителями администрации торгового центра. Однако на ресепшене сослались на занятость руководства. Проводить фото и видеосъёмку, кстати, без их разрешения здесь оказалось нельзя. Благо все данные мы собрали до запрета.

Администрация Car City. Фото: Orda.kz

Тем временем аналитики сервиса OLX в конце 2021 года выявили высокий спрос на автозапчасти. В Казахстане он в 20 раз превышает предложение. При этом количество зарегистрированных легковых авто увеличивается. На 1 апреля 2023 года в стране числится 4,6 млн авто, свидетельствуют данные Национального бюро статистики. К примеру, лишь в марте на учёт поставили 162,4 тысячи машин. В сравнении с соответствующим периодом предыдущего года показатель увеличился в 2,3 раза.

А все эти автомобили надо обслуживать. И желательно на высоком уровне. Однако говорить сегодня о явных нарушениях на рынке запчастей могут лишь правоохранительных структуры. И то после соответствующей проверки. Впрочем, потребители ведь не просто так жалуются и поражаются происходящим?

Лента новостей

все новости