Хочу или надо: почему операторы самовольно меняют тарифы на связь и повышают цены

cover Коллаж Orda.kz

Многие пользователи сотовой связи стали получать SMS о том, что стоимость их тарифных планов увеличат. Одни операторы уже подняли цены и поменяли привычный для юзеров тариф, другие пока ограничились предупреждением. Граждане же возмущаются, что им, по сути, не дают выбора. В чём загвоздка и можно ли добиться отмены изменений, выяснил корреспондент Orda.kz.

Поводом для разбирательства послужили обращения абонентов ТеIе2 и Beeline.

На слайдах разные тарифы меняют в разное время
Хочу или надо: почему операторы самовольно меняют тарифы на связь и повышают цены
Хочу или надо: почему операторы самовольно меняют тарифы на связь и повышают цены

На слайдах разные тарифы меняют в разное время

Народное возмущение

Почему пользователи услуг этих компаний выступают категорически против поднятия цены в одностороннем порядке, а также смены содержания выбранного ими ранее тарифа?

«Почему они это делают фактически без спроса? Мой тариф полностью устраивал по цене и наполнению, а его просто теперь меняют. Я платил 1990 тенге, потом тариф признали якобы архивным, а меня перекинули на другой за 3190 тенге. Нужно писать петиции и отменить повышение цен от Beeline. Причём ничего особо не поменялось, кроме дополнительных гигабайтов. Это слишком дорого. Придётся отказаться от их услуг», – сказал корреспонденту алматинец Олжас Беков.

Аналогичная ситуация происходит и с абонентами ТеIе2. Как утверждает жительница мегаполиса Анастасия Евсеева, более семи лет она пользуется тарифом «Крутой». Теперь комплекс услуг в нём собрались «модернизировать», и за это студентка должна будет заплатить 2590 тенге вместо прежних 1890.

«Если бы мне нужен был безлимит на соцсети и дополнительные ГБ, подключила бы другой тариф. Но меня всё и так устраивало. И это не в первый раз идёт повышение цены. Изначально тариф стоил 1100 тенге и особо не менялся по наполнению. Мне хватало все эти годы. Сейчас они не имели права так делать! Собираюсь жаловаться и, возможно, подам в суд на компанию», – возмутилась девушка.

Законность действий

Давайте разберёмся, действительно ли эти действия со стороны операторов незаконны, как считает пользователь. Выяснилось, компании вправе изменять условия по своим услугам, и всё это прописано в публичном договоре.

В частности, там говорится, что «абонент соглашается, что некоторые тарифные планы и/или услуги могут действовать в течение определённого ограниченного срока». Принимая это, абоненты также соглашаются с предусмотренными оператором правилами.

Если быть точнее, по пунктам 3.2. оператор Beeline вправе: вносить изменения или дополнения в условия тарифных планов и иных услуг или упразднять их в одностороннем порядке. При этом оператор должен предварительно уведомить своего абонента за 30 календарных дней.

«Тарифы на все виды услуг, в том числе тарифные планы, устанавливаются оператором самостоятельно с соблюдением требований, установленных законодательством Республики Казахстан и договором публичной оферты», – добавили представители оператора.

Корреспондент выяснил, что одна вышка связи Beeline стоит около 100 млн тенге. Если бы тарифы были малы, то их бы не заменяли и не строили бы новые, добавил один из работников сервиса услуг.

В ТеIе2 нам ответили почти то же самое, за исключением того, что изменения произойдут со всеми архивными тарифами. Якобы цену на них не меняли три года, а предыдущие условия стали «слишком выгодны для абонента».

В договоре этого оператора указано, что он имеет право в одностороннем порядке определить и/или изменить условия предоставления своих тарифов, уведомив абонента не позднее 10 календарных дней до предполагаемой даты изменения тарифов.

Судиться или нет?

Как полагают в Алматинской городской коллегии адвокатов, если абонент всё-таки решился обратиться в суд с иском, он должен подготовиться. В суде придётся доказать, что изменение тарифа произошло не только без ведома абонента, но и то, что он не имел возможности сменить на другой оперативно, а также то, что новый тариф существенно нарушил его права и ухудшил условия пользования сотовой связью.

«Теоретически обжаловать действия оператора сотовой связи возможно. Правда, для этого нужно досконально изучить заключённый договор на оказание услуг сотовой связи и попробовать найти в нём слабое место. Если же договор касаемо пункта об изменении тарифов составлен безупречно, оспорить действия оператора будет проблематично», – говорят адвокаты.

В чём причина роста цен на тарифы?

Оказалось, казахстанцы потребляют больше трафика, чем во многих других странах мира. Для того чтобы сохранять скорость интернета, необходимо строить новые базовые станции и обновлять оборудование, расширять штат и интегрировать новые услуги для повышения качества.

Так, необходимое оборудование оператор покупает за валюту. Это означает, что ему всё труднее и дороже сохранять качество предоставляемых услуг. Это лишь один из факторов, который нам смогли описать представители компаний.

Вот предыдущая и будущая стоимость некоторых тарифов ТеIе2 и что туда добавит оператор.
Хочу или надо: почему операторы самовольно меняют тарифы на связь и повышают цены
Хочу или надо: почему операторы самовольно меняют тарифы на связь и повышают цены

Вот предыдущая и будущая стоимость некоторых тарифов ТеIе2 и что туда добавит оператор.

Относительно мотивации повышения цен, в пресс-службе Tele2 также добавили, что с годами увеличился и объем потребления интернет трафика абонентами.

"Мировая тенденция и данные по нашей стране, говорят об одном – с каждым годом все больше и больше растет потребление интернет-трафика. Растет потребления так называемого трафикоёмкого контента: видео, онлайн игр. Наши аналитики подтверждают, что лидером трафика является YouTube, а за ним идут социальные сети. Мы постоянно работаем над улучшением сети – расширяем и улучшаем каналы передачи данных, и даем возможность пользоваться все более тяжелыми, с точки зрения цифрового веса, сервисами и файлами. Это огромная нагрузка на сети операторов", - сообщили в пресс-службе компании.

Поэтому изменения в тарифных планах коснулись наполнения, добавлены безлимитные доступы на социальные сети и мессенджеры, а также увеличен объем трафика. За это и приходится платить новую цену.

В пресс-службе Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК сообщили, что давно не регулируют тарифы на услуги связи. Операторы устанавливают цены на основе обоснованных затрат с согласия абонента, предварительно известив его. Согласием считается отсутствие в течение указанного срока заявления абонента об отказе от изменения тарифа.

В коллегии адвокатов Алматы также посоветовали попробовать получить компенсацию во внесудебном порядке, то есть начать с написания претензии. В ней необходимо изложить, почему вы не согласны с повышением тарифа. Можно привести точные или приблизительные подсчёты того, насколько теперь увеличились расходы. Также придётся обосновать, почему именно этот тариф, по которому произошло повышение, удобен абоненту и почему он не хочет с него уходить.

Сделать это можно через личный кабинет на официальном сайте оператора или позвонить на горячую линию. Мы решили воспользоваться советом, так как автор тоже столкнулся этой проблемой.

В call-центре Tele2 предложили написать заявку и отказаться от, по сути, навязанной услуги. При этом уточнили, что эта мера не гарантирует положительный для обратившегося ответ. Однако предположили, что чем больше людей это сделают, тем больше будет вероятность. Иных способов изменить ситуацию нет.

Лента новостей

все новости