Хищения, долги по зарплате и налогам: чем живёт машиностроительный завод в Семее?

cover Семипалатинский машиностроительный завод

Производство гусеничной, прицепной техники и продукция для железнодорожной отрасли может пропасть в Казахстане из-за банкротства «Семипалатинского машиностроительного завода». Orda.kz выясняла, как некогда крупное предприятие пришло в упадок

О сложной финансовой ситуации сообщил ключевой акционер завода – «Казахстан инжиниринг». Письмо руководства АО опубликовано на сайте организации. Критическая ситуация на одном из старейших машиностроительных предприятий страны сложилась из-за уголовных дел и претензий кредиторов.

АО «Семипалатинский машиностроительный завод» имеет полный цикл производства: собственный земельный участок с цехами, станочный парк и квалифицированные кадры. С 2012 года завод начал участвовать в гособоронном заказе по разработке и производству вооружения и военной техники, а также ремонту инженерной техники.

Основные виды выпускаемой продукции:

  • Гусеничный транспортер-тягач ГТ-Т.
  • Запасные части к гусеничному транспортеру-тягачу.
  • Комплектующие подвижного состава железнодорожного транспорта: крышки люка грузового полувагона и борта платформ.
  • Продукция общего машиностроения: фрезерно-роторный снегоочиститель, мобильные здания контейнерного типа, растворосмеситель, тележка багажная ручная.
  • Прицеп автомобильный МАЗ-892600.
  • Полуприцеп - тяжеловоз МАЗ-997700.
  • Капитальный ремонт инженерной бронетехники.

История падения

Первые звонки появились ещё в 2014-2015 годах, когда предприятие зафиксировало убытки при стабильных доходах. На тот момент завод был должен 1,9 млрд тенге. Последующие три года у завода выявили другие нарушения. Как следствие, расчётные счета акционерного общества заблокировали и стало сложно осуществлять производственную деятельность, участвовать в тендерах и в срок исполнять договоры.

Попыткой решить проблему стало производство автотехники МАЗ с инвестиционной стоимостью около 1,5 млрд тенге в 2014 году. Финансирование осуществляла нацкомпания «Казахстан инжиниринг», для этих целей выделили более 672 млн тенге. Их потратили на восстановление адмзданий, цехов и пополнение оборотных средств. В итоге на реализацию самого проекта денег не хватило, и выпуск МАЗ на тот момент свернули.

Фото kapital.kz

Следующей попыткой стала финансовая помощь в размере 2 млрд тенге. Их АО «Казахстан инжиниринг» выделил для завода и его дочек, в том числе на выплаты зарплаты. По состоянию на октябрь 2022 года, общая задолженность предприятия перед акционером составляет 1,7 млрд тенге.

Попытка передать завод в конкурентную среду в 2014 году тоже не увенчалась успехом, в том числе из-за задолженностей как перед кредиторами, так и налоговым органом. В этом году акции завода перестали реализовывать в рамках процедуры реабилитации, план которой утвердили решением Специализированного межрайонного экономического суда ВКО.

Кто виноват?

В нацкомпании считают, что значительная часть вины лежит непосредственно на исполнительном органе «Семипалатинского машиностроительного завода». С 2010 по 2021 годы генеральным директором был Нурлан Омаров, позже эту должность занял его заместитель Марат Алёнов. Несмотря на их квалификацию и большой опыт, аудиторы выявили нарушения трудового законодательства, отсутствие внутренних нормативных документов, регламентирующих процесс закупок, расчёт себестоимости, согласования, утверждения цен и последовательность калькулирования выпускаемой продукции.

Кроме того, департамент экономических расследований по ВКО установил, что с 2018 года первый заместитель гендиректора завода Сулейменов похитил, поставлял в войсковые части минобороны старые запчасти под видом новых. В частности, это были двигатели для танков и танковые шлемофоны. Таким образом, у государства похитили более 600 млн тенге. 7 апреля 2022 года суд № 2 города Семея приговорил Сулейменова к семи годам лишения свободы.

План реабилитации или как сохранить «Семипалатинский машиностроительный завод»

С решения суда о реабилитации завода, основного акционера отстранили от управления. Теперь все функции выполняет гендиректор Марат Алёнов. Именно его управление госдоходов Семея предложило на должность реабилитационного управляющего. В рамках реализации плана реабилитации наложенные судом ограничения на финансово-хозяйственную деятельность завода сняли, расчётные счета разблокировали.

«Казахстан инжиниринг» пытается спасти один из самых крупных своих активов, помогая получить заказы от казахстанских предприятий на производство крышек от вагонных люков. Оплату по договорам предприятие получит по мере исполнения обязательств. Общая сумма полученных заказов составила более 800 млн тенге. Планируется заключение новых сделок на 200 млн тенге.

Кроме того, предприятия железнодорожной отрасли также заинтересованы в продукции «Семипалатинского машиностроительного завода». Ведутся переговоры с сербской компанией Yugoimport.

Производственные мощности завода имеют потенциал для дальнейшего развития. Однако большая часть оборудования находится в изношенном состоянии, заявляют в "Казахстан инжиниринг". Общая площадь предприятия составляет 37 тысяч квадратных метров, из них производственных цехов – 25 тысяч квадратных метров.

Фото "Семипалатинский машиностроительный завод"

Как дальше пойдут дела у "Семипалатинского машиностроительного завода», неизвестно. Возможно, Казахстан лишится одного из старейших машиностроительных предприятий, но может быть реабилитация даст толчок для новой главы в истории предприятия. Редакция Orda.kz продолжит следить за развитием событий.


Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.


Лента новостей

все новости