Футбольный сезон в Казахстане стартовал. Под странные решения федерации и лиги

cover Фото qfl.kz

Большой футбол пришёл в Казахстан одновременно с весной. 1 марта победами «Астаны» и «Актобе» стартовал 33-й по счёту сезон в отечественной премьер-лиге. Он будет в определённой степени необычным и историческим.

К примеру, после возвращения в топ-дивизион «Елимая» и «Жениса», объявивших себя правопреемниками одноимённых клубов из Семея и Астаны, больше половины участников КПЛ-2024 составили команды, в разные годы выигрывавшие чемпионат страны. Всего таких клубов десять, и восемь из них в этом году сыграют в премьер-лиге. Не хватает только павлодарского «Иртыша», который начинает возрождение со второй лиги, и «Тараза», чьё нынешнее финансовое «благополучие» позволяет биться лишь за выживание в первой лиге.

В первом матче домашнего сезона «Астана» в алматинском столичном дерби обыграла «Женис». Фото: fcastana.kz

Открыло сезон первое в истории столичное дерби между «Астаной» и «Женисом». Ранее в элите нашего футбола играл максимум один клуб из Целинограда/Акмолы/Астаны/Нур-Султана/Астаны. Примечательно, что прошёл этот матч в… Алматы, где «Астана» собирается играть весь сезон.  

«Астана-Арена» закрыта на капитальный ремонт. Причём принимать соперников семикратный чемпион страны будет не на Центральном стадионе Алматы и даже не на «Жас Кыране», а на «Хан-Тенгри». Это стадион Казахского национального университета.

Как не вспомнить, что 15 лет назад первые матчи столичного «Локомотива», который потом и стал «Астаной», принимала другая студенческая арена – Казахского экономического университета (Нархоза). 

Нынешняя же КПЛ уже понесла потерю: за день до открытия чемпионата отказался от участия в нём «Аксу». В принципе, павлодарской команды и не должно было быть в высшем дивизионе. Её место – в первой лиге.

Однако после того, как не потянул по финансам премьер-лигу «Мактаарал», «Аксу» согласился на предложение QFL (Qazaqstan Football League, как теперь именуется бывшая ПФЛК) заменить «хлопкоробов», пусть и вопреки спортивному принципу. Но и «Аксу», как выяснилось, не рассчитал свои денежные возможности.

Футболисты «Аксу» попрощались с премьер-лигой. Опять. Фото: qfl.kz

Искать замену павлодарцам уже просто не было времени. Таким образом вместо 14-ти команд на старт премьер-лиги вышло 13. 

Для меня загадка, почему наши футбольные власти упорно не хотят сокращать состав участников КПЛ, хотя необходимость в этом очевидна.

Напомню, что 14 команд в премьер-лиге появилось в 2021 году, когда надо было задействовать в топ-дивизионе гордость отечественного стадионостроения «Туркестан-Арену». Правда, уже в первом матче все, кто был причастен к «стройке века», сели в лужу в прямом смысле этого слова. Дренажная система не справилась с дождём, и игра между «Тураном» и «Астаной» больше походила на водное поло. 

Вот уже второй сезон стадион за 39 миллионов долларов не функционирует.

Вообще, с футбольными аренами в республике беда. После того, как «Астана-Арена» закрылась на реконструкцию, вдруг выяснилось, что в такой большой стране (её территория, напомню, равна пяти Франциям) проводить матч за Суперкубок Казахстана попросту негде. QFL нашла достойный выход из ситуации, проведя игру в тёплой Турции. Вот только, объясняя решение, лига почему-то не нашла в себе силы признать проблему. Вместо этого появились заявления в стиле «старого футбольного Казахстана» про попытки придать матчу «международный характер», мол, «QFL перенимает лучший мировой опыт, практика Суперкубка в разных странах популярна в сильнейших лигах», а ещё «за нашими успехами с особым интересом наблюдают в мире».

Правда, авторы забыли упомянуть, что, в отличие от «Ордабасы» с «Тоболом», «Барселону» с «Реалом» или «Ювентусом» с «Интером» зарубежные организаторы, ПРИГЛАШАЮТ к себе. Играют же они при аншлагах на больших стадионах, а не на тренировочной базе середняка турецкого чемпионата. 

На мой взгляд, таким поступком QFL опустила статус Суперкубка Казахстана до уровня обычной двусторонней игры. Ну, и показала отношение к простым болельщикам команд, которые не могли позволить себе слетать на один матч в Анталью.

Можно было бы согласиться с ещё одной озвученной причиной проведения Суперкубка в Турции («необходимостью подготовки игроков сборной к ответственным матчам отбора на Евро»), если бы те на весь март оставались за рубежом, а не возвращались на два тура в Казахстан.

Было в это межсезонье у QFL еще одно яркое заявление, которое, правда, сделал глава федерации. Хотя оно напрямую касается сферы ответственности лиги, поскольку профессиональные турниры проводит именно она. Полагаю, так произошло, потому что на фоне успехов сборной доверия к словам Адлета Барменкулова больше, чем Рафаэля Гарибяна. 

С этого года в КПЛ «отменяется лимит на легионеров». Хотя, на самом деле, никаких изменений не произошло.

В заявках на сезон клубов КПЛ, по-прежнему, должны фигурировать 13 так называемых «воспитанников казахстанского футбола», и только 12 мест отданы иностранцам. И где тут отмена лимита?

Тем не менее, ожидания от решения, естественно, самые радужные.

«Мы создадим условия для живой конкуренции, высокий уровень которой обеспечит повышение качества игры и увеличение интереса к футболу. Это в свою очередь приведёт к увеличению посещаемости стадионов и повысит потребность строительства современных стадионов. Таким образом, улучшая зрелищность чемпионата, мы вызовем интерес у инвесторов. И только тогда состоится переход от госфинансирования к частному. Мы создаём бизнес-индустрию в футболе, в условиях которой каждый клуб будет продуманно подходить к формированию состава команды. И многие клубы это подтолкнёт к воспитанию своих футболистов». 

Ну, и так далее. Конечная точка – повышение качества игры сборной.

За всё время, что существует независимый казахстанский футбол, в его недрах рождалось немало «прогрессивных» идей, цель которых совпадает с нынешней. Однако нет идеальной формулы по тем же легионерам. Вот у нас решили, что их должно быть 12. А почему не 18 или 20? И откуда уверенность в том, что теперь в Казахстан хлынет поток сильных иностранных футболистов? Игроки едут в зарубежные чемпионаты по двум причинам: в сильные лиги – для дальнейшего продолжения карьеры на более высоком уровне, в слабые – заработать. Думаю, нетрудно догадаться, в какую категорию сегодня входит КПЛ.

Интересно, что одновременно с якобы послаблениями в КПЛ в вопросе по легионерам в первой лиге с нового сезона на них введён полный запрет. С моей точки зрения, это совсем не вяжется с реализацией бизнес-индустрии в отечественном футболе. Любой серьёзный предприниматель планирует свою работу на несколько лет вперёд. В случае с нашим футболом владельцу клуба будет сложно заглянуть дальше, чем на год. Как подписывать долгосрочные контракты с иностранными футболистами, если ты на следующий сезон можешь спуститься в первую лигу (бизнес ведь не всегда даёт быстрый результат) и всех легионеров придется, как минимум, трудоустраивать по арендам?

В общем, вопросов, на самом деле, много, хотя сезон только стартовал. Ответы на некоторые из них мы получим по ходу чемпионата. Но, как подсказывает опыт, за расплывчатыми формулировками чаще всего стоит банальная надежда на удачу: повезёт – идея выстрелит, не повезёт – найдём оправдание и придумаем новую. Нынешнему руководству КФФ в прошлом сезоне везло сильно, но бесконечно испытывать терпение Фортуны опасно.

Лента новостей

все новости