ForteBank и полиция задержали телефонного мошенника
Многие получали подозрительные звонки от незнакомцев, представляющихся сотрудниками банков или правоохранительных органов. На деле звонящие оказываются мошенниками, цель которых – выманить ваши деньги. Алматинка Алия И. стала жертвой такого мошенника, но благодаря чёткой работе службы безопасности банка преступник был вычислен и задержан. ForteBank напоминает, как нужно себя вести, чтобы успешно и без потерь защитить от атак мошенников свои финансовые средства.
В мае 2022 года в контакт-центр ForteBank в Алматы обратилась клиентка банка Алия И. (имя изменено). Она заявила, что ей на мобильный телефон позвонил неизвестный, представившись сотрудником банка. Путём различных уловок мошенник узнал персональные данные клиентки и она даже назвала ему SMS-код, пришедший ей на мобильный, чтобы совершить некую операцию.
В результате с депозитного счёта клиентки были похищены 1 996 000 тенге. Сотрудники службы безопасности ForteBank установили, что средства были переведены на банковскую карту лица, в прошлом неоднократно судимого, который находится в СИЗО. А обналичил похищенные средства в банкомате одного из ТРЦ города другой мужчина. Его автомобиль и передвижения удалось отследить при помощи камер видеонаблюдения. Позднее преступник был задержан полицейскими в ходе плана «Перехват».
Хотя уловки мошенников достаточно стереотипны, как показывает неутешительная практика, от этого они не менее эффективны. И какими бы надёжными ни были банковские системы безопасности, очень многое зависит от действий самих клиентов.
Как узнать, что позвонивший вам с неизвестного номера или написавший «сотрудник банка» на самом деле мошенник? Есть несколько моментов, которые должны вас сразу насторожить.
Работники банка никогда не делают так:
- не требуют назвать данные карты, CVV-код и коды из SMS;
- не предлагают перевести деньги на другие счета и карты;
- не просят установить сторонние приложения;
- не просят установить приложение Team Viewer.
Мошенники говорят: «У вас проблема!»
Если обратившийся сразу предложит произвести с вашими деньгами какие-то операции, то в здравом уме и трезвой памяти вы, скорее всего, не согласитесь. Поэтому излюбленный способ мошенников – сообщить вам о проблеме.
К примеру, злоумышленники могут солгать, что сегодня вы подали заявку на кредит на сумму 1 млн тенге, или что у вас образовалась огромная просрочка по кредиту, или что вы сделали только что перевод на большую сумму, и нужно проверить, действительно ли вы его сделали. Могут сказать, что обнаружили подозрительную транзакцию и что нужно заблокировать вашу карту.
Главная цель таких заявлений – узнать ваши персональные данные. И сообщить их вас непременно попросят, в тот или иной момент. Это важный сигнал – к вам обратились мошенники! Именно этого в такой форс-мажорной ситуации делать ни в коем случае не следует!
Что происходит с психикой человека, который узнает о явном недоразумении со своими счетами/кредитам/депозитами? Он хочет его моментально исправить, а мошенник в качестве «помощника» тут как тут. Нужно отменить заявку на кредит/перевод/списать просрочку? Конечно, сейчас, только скажите ваш номер карты/пароль/CVV-код/код SMS... Можете быть уверены: после того как сообщите эти данные, проблема с хищением ваших средств точно возникнет.
Поэтому, если вы знаете, что не подавали никаких заявок на кредит, не допускали просрочек и вообще не имели до этого момента никаких проблем с финансами, то первое, что нужно сделать – это успокоиться и взять инициативу в свои руки.
Нужно продолжить выяснять все обстоятельства в своём ритме и на своей скорости. Кстати, первое, что будут пытаться делать мошенники – это торопить вас и пугать. И это тоже очень важные сигналы опасности.
Что нужно делать в такой ситуации:
- ни в коем случае не сообщайте свои персональные данные – никакие;
- не платите пени и штрафы переводами, это можно сделать в приложении банка;
- попросите продиктовать/написать имя, фамилию и должность обратившегося;
- положите трубку/прекратите общение с позвонившим/написавшим;
- найдите номер телефона или адрес электронной почты банка на официальном сайте банка;
- перезвоните или напишите в банк и сообщите о случившемся;
- узнайте, работает ли там такой сотрудник и правду ли вам сказали;
- если выяснилось, что информация ложная, данные об инциденте будут переданы в службу безопасности банка.
Например, в ForteBank написать о сомнительных обращениях можно на [email protected], и сотрудники банка с этим разберутся. Чтобы помочь им, приложите к письму: номер телефона, адрес сайта, скриншоты переписки, запись звонка (если она есть).
Помните, что если вам звонят или пишут, то у мошенников есть такая необходимость – каких-то данных для кражи им пока не хватает. Поэтому вы в безопасности ровно до тех пор, пока сами не потеряете контроль и не сообщите злоумышленникам то, что им нужно.
Мошенники говорят: «Вам повезло!»
Как создать ажиотаж и заставить человека действовать необдуманно? Если не огорчить его, то обрадовать!
Мошенники могут сообщить, что вы выиграли денежный или другой приз в акции. Или что вы один из счастливчиков, который может купить товар с большой скидкой, но нужно торопиться и оплатить его как можно скорее. Такие предложения вы можете обнаружить и на некоторых сайтах.
Что должно насторожить? Вряд ли вы выиграете в акции, в которой даже не участвовали и о которой не знали, не так ли? Впрочем, бывают исключения, когда банки проводят розыгрыш среди клиентов, оформивших кредит или депозит в определённое время. Как понять, кто с вами на связи?
Важное отличие – сотрудник банка никогда не попросит оплатить комиссию, часть стоимости приза, его доставку, совершить любой другой платёж или сообщить ему вашу персональную информацию (номера счетов, карт и так далее), чтобы якобы оформить выигрыш/скидку, перевести деньги вам на счёт. Так поступают мошенники. Настоящий сотрудник банка просто известит вас – в какое отделение банка нужно прийти, чтобы забрать выигрыш.
Пример мошенничества: вам предлагают получить какую-либо компенсацию от государства, предварительно уплатив налог. На самом деле деньги от государства может начислить только государство. Звоните в указанную организацию по их официальным номерам.
Многие банки сейчас развивают свои интернет-магазины и предлагают различные товары в рамках экосистем. Нужно быть предельно внимательными и уметь отличать эти ресурсы от мошеннических.
Как распознать продавца-мошенника:
- акцент на словах «акция», «ограниченное количество», «срочная продажа»;
- дорогостоящие товары продаются значительно дешевле их рыночной стоимости;
- нет курьерской доставки, самовывоза;
- нет контактов для обратной связи, вся переписка ведётся только через мессенджеры;
- страница продавца зарегистрирована недавно;
- есть неточности в описании товаров;
- продавец торопит покупателя под разными предлогами;
- вас просят отправить предоплату;
- вас просят произвести оплату на QIWI-кошелёк, пополнить баланс абонентского номера, отправить деньги на международную карту;
- вам сообщают, что вы не вправе отказаться от покупки.
Помните, продавец не должен знать данные вашей банковской карты!
Важно: Мошенники отправляют письма с поддельных доменов, которые незначительно отличаются от банковского. Например, [email protected]. Если ForteBank отправит письмо, оно будет с официальным доменом @fortebank.com или @forte.kz. Всегда перепроверяйте и сравнивайте – правильно ли написано официальное название ресурса или электронный адрес.
Все покупки оформляйте на официальных веб-ресурсах и непосредственно в мобильных приложениях банков. Если вы поняли, что уже стали жертвой аферистов, можно сразу обратиться в полицию.
У злоумышленников на вооружении – сотни приёмов и богатая фантазия, перечислить все мошеннические схемы невозможно, и постоянно появляются новые.
Главное, понять алгоритм – если вас настойчиво выводят на эмоции, торопят, просят сообщить ваши данные и реквизиты, навязчиво склоняют к каким-либо действиям – это мошенники.
Интуиция обычно даёт людям яркие сигналы о том, что их хотят обмануть, но спешка и эмоции мешают правильно действовать. Поэтому самоконтроль и осведомлённость – лучшие друзья в диалоге с человеком, который представился сотрудником банка.
Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!
Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.
Лента новостей
- Несколько ЖК остались без света из-за долгов обслуживающих организаций в Алматинской области
- Казахстанка по ошибке родила ребёнка в двух разных местах
- Отец Ербаяна Мухтара запретил публикацию фотографий сына в связи с его состоянием здоровья
- Названы самые пьющие регионы Казахстана
- Тысячи молодых саженцев гибнут в Алматы. Куда уходят деньги на озеленение?
- Иностранный фармацевтический гигант проиграл суд против казахстанского Минздрава
- «Хотел снять нижнее бельё» — за проникновение в дом к подчинённой судят сельского акима в области Жетысу
- Авария с автобусом в Уральске: 11 человек в больнице
- Экспорт нефти в Германию, совместная геологоразведка: о чём говорил Токаев на саммите в Астане
- «Это не гайморит» — мать солдата Ербаяна Мухтара не согласна с заявлением Нацгвардии и депутатов
- Трагическая история срочника Ербаяна Мухтара: отец рассказал, когда сына отвезут лечиться за рубеж
- Погибли семь человек: жуткое ДТП в Жамбылской области попало на видео
- Не только Россия и Китай: из каких стран больше всего приехало туристов в Казахстан
- Солдат выстрелил себе в голову в Шымкенте
- Крыши и чердаки запрут после гибели двух девочек в Алматы
- Приехал ради нефти: что пишут немецкие СМИ о визите Шольца в Казахстан
- Громко говорил: подростка избили толпой в автобусе Астаны
- Виноват буллинг? В Атырау школьница совершила суицид
- Тимур Кулибаев продал свою убыточную компанию двум влиятельным бизнесменам
- Фильм «София»: не нужен нам берег турецкий!