Фильм «Нурикамал»: любовный треугольник печали

cover

Одной из самых обсуждаемых казахстанских кинопремьер недавнего времени стала мелодрама Ерната Байузака «Нурикамал», в основу которой легла история создания одноимённой песни композитора Турдыкылыша Изтаева. Почему спорное содержание фильма одних вводит в неистовство, а других заставляет использовать эпитеты вроде «шедевр»?

Что за фильм? Мелодраматическая зарисовка, которая вроде бы должна воспевать женщину, но, в конечном итоге, говорит о том, что мужчине в нашем обществе всё ещё дозволено куда больше, чем он заслуживает.

Кто в ролях? Фариза Ескермес, Олжас Далелхан, Гульбахрам Байбосынова.

О чём? Конец 1980-х, талантливый композитор Турдыкылыш Изтаев довольно однообразно мучается от творческого кризиса, а именно – жалуется на отсутствие вдохновения, периодически пьянствует с коллегой-певцом и всячески ищет удобную позу на диване. Ну, гений, ни дать ни взять.

В это время его жена Ханбиби пытается как-то воспитывать трёх дочерей, ходит на работу и героически понимает своего суженого, поскольку сама она не менее талантливая поэтесса, которая положила на алтарь семейной жизни творческую карьеру.

Чтобы воззвать к музе, покинувшей супруга, Ханбиби принимает приглашение на мероприятие для творческой интеллигенции в алматинских горах. И буквально через минуту после прибытия на пикник Турдыкылыша наконец посещает муза в лице чиновницы Нурикамал. Главный герой безмолвно цитирует фильм «О чём говорят мужчины» («Подождите, я сейчас переоденусь и вам на рояле поиграю!»), а Ханбиби понимает, что в и без того хрупком семейном быту образовалась красивая, но разрушительная трещина.

Кому и зачем смотреть? В идеале, фильм «Нурикамал» нужно было растянуть серий на 80 и пустить на телевидение, где он во всей своей нелепости составил бы приличную конкуренцию турецким и индийским мыльным операм. Но создатели картины решили попытать удачу в кинотеатральном прокате и вроде бы даже неплохо заработали. По крайней мере, на моей памяти, «Нурикамал» – первая мелодрама, у которой стабильно неплохая касса даже на третьей неделе проката.

Впрочем, история начала дурно попахивать уже с первых кадров, когда нам ретроспективно, в лучших традициях отечественного кино в клиповой нарезке показывают семейную жизнь двух главных героев. Но давайте будем снисходительны: в отличие от персонажей казахстанских комедий, Турдыкылыш и Ханбиби не имели возможности обниматься под музыку на Панфилова и в Esentai City, поэтому они неестественно романтически позируют где-то в области на трассе и в воссозданных декорациях советской квартиры.

Дальше хуже. 

Проникнуться проблемой главного героя не представляется возможным, поскольку ведёт он себя, по большей части, как чудак на букву «М». Напротив, хочется приобнять Ханбиби и сказать: «Гони ты в шею этого гения!»

К слову, актриса Гульбахрам Байбосынова – единственная, кто делает «Нурикамал» хоть сколько-нибудь смотрибельным зрелищем.

Вообще, в принципе все мужские персонажи в этой картине выписаны так, что хочется задаться вопросом: «А почему кто-то вообще мог захотеть связать с ними своё будущее?» Они мало того, что беспомощны, так ещё и, не моргнув глазам, совершают подлости по отношению к окружающим.

Практически весь второй акт занимает та самая туса творческой интеллигенции, которую иначе, как «собачья свадьба», назвать невозможно. Заглавная героиня Нурикамал прибывает на локацию, и вокруг неё тут же начинают исполнять брачный танец различные мужики, попутно напиваясь, подглядывая и устраивая мордобой. То есть, всю дорогу складывается ощущение, что наблюдаешь за чем-то очень неприличным. 

Надо отдать должное, Фариза Ескермес – редкая в отечественном кино актриса, обладающая аристократичной, возвышенной красотой, которую действительно можно воспевать в песнях. Но можно было и прописать пару реплик, хоть как-то раскрывающих её личность.

А дальше начинается тягомотина под названием «Бюджетники тоже плачут». 

Стыдно одновременно за всех, авторы же фильма ненавязчиво намекают, что стойкость, проявленная Ханбиби, когда муж на её глазах слюной изошёлся по первой встречной, – по сути, благородство и женская мудрость.

Ведь на выходе появился истинный шлягер. И хотя история не знает сослагательного наклонения, есть один маленький вопрос: а что, если бы эта знаменитая песня не появилась?

Не хочется включать ханжу, который в белом пальто орёт с трибуны «Чему учит ваше кино?», но будем откровенны: авторы заложили в свой фильм весьма однозначный месседж: терпи, жена, атаманшей будешь. Пьёт, истерит, унижает на глазах окружающих, внаглую подкатывая к другой женщине – значит, так надо. Сохрани семью, поддержи, и, может быть, через три десятка лет о тебе снимут кино. Назовут, правда, не твоим именем.

Лента новостей

все новости