Фильм «Дюна: часть вторая»: эпичный блокбастер о кровной мести и борьбе за ресурсы

cover

До мирового проката наконец добралась одна из самых ожидаемых кинолент последнего времени – «Дюна: часть вторая» Дени Вильнёва. Этот фильм должен был выйти ещё в ноябре прошлого года, но помешала проходившая в США забастовка актёров, когда звёзды не могли участвовать в промоушне своих картин. Релиз был перенесён, ведь актёрский состав – одна из главных приманок «Дюны».

Помимо давно имеющих соответствующий статус Ребекки Фергюсон, Хавьера Бардема и Джоша Бролина, в фильме занят цвет «новой голливудской молодёжи». Выходы на красную дорожку Зендеи, Тимоти Шаламе, Флоренс Пью и Остина Батлера в рамках промо-тура «Дюны» стали отдельным блокбастером. 

Конечно, смущает, что голливудскому мэйджору Warner Bros. (как, впрочем, и другим студиям) оказалось легче выбросить на ветер деньги, потраченные на предпрокатную рекламу в прошлом году и переносить премьеры, нежели пойти навстречу требованиям актёрского профсоюза и выпустить фильмы вовремя.

Впрочем, подобные перипетии сопровождают франшизу с самого начала: прокат первого фильма также несколько раз переносился после премьеры на Венецианском фестивале в 2021 году. То в связи с пандемией, то – с бондианой. Более того, тогда же Warner Bros. принял сомнительное и вызвавшее бурное недовольство Вильнёва решение о гибридном релизе картины, то есть, одновременно с кинотеатрами она вышла и на стриминге.

Однако второй фильм от канадского мэтра продемонстрировал, что все эти мучения были не напрасны. 

«Дюна: часть вторая» – это зрелище невероятно масштабное, эпичное, стильное, красивое. Настолько, что захватывает дух.

Если в плане действия первый фильм будто бы раскачивался, настраиваясь и нащупывая атмосферу, причём неторопливо – так, что у зрителя возникали сомнения, а будет ли дальше драйв, то второй фильм внезапно перевыполняет программу по сумасшедшему экшну, к тому же снятому в запредельных локациях и декорациях.

История юного Пола Атрейдеса (Тимоти Шаламе), чей отец, герцог Лето Атрейдес (Оскар Айзек) в первом фильме был убит враждующей династией Харконненов, на этот раз разворачивается более активно. Пол жаждет мести и становится лидером народа фремены на планете Дюна (она же Арракис), которая изначально и стала предметом раздора в галактической Империи, ибо только здесь добывается «спайс» – вещество, необходимое для космических перелётов и много чего ещё. У Пола развивается бурный роман с фременкой Чани (Зендея), его мать Джессика (Ребекка Фергюсон) ждёт нового ребёнка, а в борьбе ему помогают Стилгар (Хавьер Бардем) и Гурни Халлек (Джош Бролин).

На кону, в первую очередь, стоит вопрос: является ли Пол Атрейдес тем самым предсказанным «Квисатц Хадерач», то есть, избранным героем а-ля Нео в «Матрице»? Ну, и, конечно, куда же без злодеев Харконненов: к инфернальному барону Владимиру (Стеллан Скарсгаард) и его кровожадному, но простоватому племяннику Раббану (Дэйв Баутиста), теперь присоединился и наследник трона Фейд-Раута (Остин Батлер).

Притом, что актёрские работы здесь все хороши, Батлеру надо отдать должное: его герой – хороший воин, но при этом явный маньяк-психопат – пожалуй, самый яркий образ фильм, начиная с внешней трансформации до поистине жуткого образа воплощённого Зла. Приятно удивил и Шаламе, заметно сильнее раскрывшийся в роли Атрейдеса во втором фильме, а вот от Зендеи можно было ожидать большего, и в «Эйфории», и в «Малколме и Мари» мы видели, что она не просто фэшн-икона, но и хорошая актриса.

Сцены боёв Фейд-Рауты и представителей дома Атрейдесов на огромной арене Гьеди Прайм, родной планеты Харконненов, ошеломляют и масштабом, и визуальным чёрно-белым решением. Пожалуй, это самые впечатляющие в плане стиля эпизоды, хотя экшна, повторюсь, очень много. Ощущается вайб а-ля «Гладиатор» на другой планете».

Оператор, австралиец Грег Фрэйзер, в своё время получивший «Оскар» за работу над первой «Дюной», а также известный по проектам «Бэтмен» Мэтта Ривза и «Изгой-один. Звёздные войны» Гарета Эдвардса, превзошёл себя. 

Вторая «Дюна» совершенно поразительно снята – так, что хочется употребить слова «безупречно» и «недосягаемо».

Также хочется снять шляпу перед художником-постановщиком Патрисом Верметтом, постоянным соратником Вильнёва, и отдать должное VFX-департаменту: за вживую созданные декорации, нарисованные ландшафты и то, как это всё вместе соединено на экране.

Единственное, пожалуй, что во всём этом неземном великолепии смущает – сами эти вселенная и мифология, которые даже при идеальном балансе авторского и мэйнстримного подходов Вильнёва кажутся довольно тягучими и не вызывают такого большого интереса, как, например, вселенная «Бегущего по лезвию» (ещё одна недавняя работа канадца), или даже заметно испорченная в последние годы франшиза «Чужой». Хотя это уже вопрос больше субъективный. Учитывая огромную армию фанатов книг Фрэнка Герберта и киноадаптации Вильнёва и тот факт, что у второй «Дюны» уже эпичный рейтинг 9.1 на IMDB (больше только у «Побега из Шоушенка» и «Крестного отца 2»), многие зрители всё же находят мир Арракиса, Атрейдесов и песчаных червей именно захватывающим.

В целом, сама история того, как добирался до экранов культовый роман Герберта, написанный им в 1960-е, кажется едва ли не более интересной, чем та, что в нём рассказана. Здесь и печально знаменитый долгострой артхаус-легенды Алехандро Ходоровски, который в 1970-е готовился к съёмкам пять лет, но так и не снял свой фильм. Затем, уже в 1980-е, свою экранизацию сделал другой большой киноавтор – Дэвид Линч. Однако там тоже приключилась история с давящей студией, и вышло нечто неимоверно скучное и из рук вон плохое. Поэтому, даже слегка поворчав (если есть такое желание), нужно порадоваться тому, что спустя столько времени «Дюна» и кино наконец по-настоящему встретились.

Лента новостей

все новости