Фильм «Белгісіз батырлар»: когда комедия патриотичнее исторических блокбастеров

cover

В прокате идёт казахстанская комедия «Белгісіз батырлар» («Неизвестные батыры», или «Неизвестные герои») – весёлая, но, как говорится, со смыслом. Будучи снятой в духе фильмов-приключений, с юмором обыгрывающих историю с элементами вымысла, она одновременно напоминает «Монти Пайтон» Терри Гиллиама и франшизу про Астерикса и Обеликса. Сюжетно создатели решили обратиться к Анракайской битве – легендарному сражению XVIII века между казахами и джунгарами.

Некоторым зрители посчитали, что это якобы «насмешка над историей». Однако, на мой взгляд, фильм «Белгісіз батырлар» в плане патриотизма, пожалуй, переплюнет многие наши пафосные блокбастеры.

В небольшом ауле живёт прекрасная мастерица-швея Каламкас (актриса Индира Сабирова), испытывающая нежные чувства к работнику своего отца Бакыту, хотя родитель это не одобряет. Бакыт (совершенно великолепный тут Рамазан Амантай), судя по всему, понравился девушке тем, что не похож на большинство других аульчан, думающих только о хлебе насущном. Он – мечтатель и изобретатель-любитель, пытающийся придумать нечто, что изменит жизнь людей. Также выделяется из общей массы местный пьяница Кунтуган (Нурдаулет Шортим), который постоянно вспоминает о том, как дружил и воевал бок о бок с легендарным Кабанбай батыром. Ему никто не верит, над ним смеются, поскольку пьянеет он... от кумыса.

В один печальный день на аул нападает джунгарский полководец Тахир (Нурболхан Шарапов), захватывая в плен практически всех жителей. Этой участи избегают Бакыт и Кунтуган, у которых теперь есть разные, но веские причины для борьбы с джунгарскими захватчиками: Бакыт хочет спасти любимую, а Кунтуган – вернуть талисман, подаренный Кабанбай батыром. Следуя за Тахиром, герои встречают храбрую воительницу Улту (Айнур Ильясова) и находчивого хитреца а-ля Алдар-Косе Кумара (Кумар Лукманов), и все вместе они направляются к Анракайсому урочищу. Режиссёр картины Мерей Маханов, кстати, в своё время снялся в другой казахстанской картине о великой битве – «Жаужүрек мың бала» Акана Сатаева. 

«Белгісіз батырлар» показывают, казалось бы, очевидную вещь, до которой у нас тем не менее до сих пор мало кто додумался: настоящий патриотизм не обязательно должен быть огромным, пафосным и скучным. Он может быть душевным, простым и искренним.

Через приключения этой чудной компании, забавной и смешной, вспоминаются многие страницы истории: и казахо-джунгарские войны, и другие испытания нашего народа. Понятно, что в комедии всё заканчивается хорошо, но на память невольно приходит, сколько же в реальности было таких угнанных в плен и павших в бою людей, для которых не случилось чудес…

Помимо удачно переосмысленного исторического прошлого, метко удалось создателям пройтись и по сравнительно недавней казахстанской истории. 

Тахир-султан очень гордится тем, что он «Зять Великого Хунтайджи», главы джунгар, и упоминает об этом при любом случае. Вынашивая при этом планы свергнуть всемогущего тестя. Однажды Тахир совершает убийство несколькими выстрелами из лука с контрольным в голову и громко объявляет: «Это самоубийство!»

Удаётся фильму высветить и современные проблемы нашего общества. Например, имя героини Улту (из той же категории, что Улбала, Улболсын со значением «пусть следующим родится мальчик») подчеркивает проблему дискриминации женщин, восприятия их как «второго сорта». При этом сама Улту – принципиальная и храбрая воительница, которая умеет драться лучше любого мужчины.

Один из самых смешных и при этом дискомфортных эпизодов в картине – когда герой Рамазана Амантая вынужден для маскировки переодеться в женщину и тут же подвергается грубым домогательствам со стороны джунгарского воина. И только таким образом он понимает, каково это – быть на месте женщины.

В «Белгісіз батырлар» есть и довольно внезапные для нашего комедийного кино моменты: например, лошадиный секс, а потом – выходящий из ванны в мини-белье Тахир-султан. Правда, shock value заметно снижается общей уморительностью этих сцен: в частности, Тахир оказывается покрыт наколками в стиле российских воров в законе – звёздами и колоколами, что можно счесть за остроумный намёк.

Юмористический эффект усиливается миксом классического казахского языка и современного казахско-русско-английского сленга. После красивой речи кто-нибудь внезапно говорит: «Эй, кешір, братан!», «О woooooow!», «Конкретный рахмет!» Это опять же вызвало у некоторых зрителей недовольство, однако в пространстве фильма такой языковой фон выглядит вполне органично, поскольку часто в жизни мы именно так и говорим. 

А «Белгісіз батырлар» – кино, максимально приближённое к реальной жизни, оно для простого живого человека, а не для пафосных презентаций и официозных речей.

И оно хорошо показывает, что всё непосредственное и живое гораздо быстрее отзывается в зрителе, нежели всё бронзовое и сухо-академичное. После просмотра не оставляет мысль, что при кажущейся несерьёзности и комедийном фасаде «Белгісіз батырлар» умудряются донести до людей месседжи о любви к Родине, к своему народу, его ценностям и культуре.

Лента новостей

все новости