Фильм «90+1»: игра в одного нарцисса

cover

В казахстанский прокат вышла спортивная драма о футболе, снятая при поддержке Государственного центра поддержки национального кино. Правда, самого футбола в фильме настолько мало, что правильнее было бы убрать из названия «90+», поскольку это, скорее, полуторачасовой акт самолюбования продюсера, сценариста и, разумеется, исполнителя главной роли Куаныша Керимкулова.

Что за фильм? Якобы, мотивационная история с дуболомным сюжетом и таким же посылом.

Кто в ролях? Куаныш «Спасибо мне, что я у вас есть» Керимкулов; Алмат «Стерепотипный тренер» Сакатов; Акерке «Мне забыли написать характер» Назарбекова.

О чём? Райымбек – очень перспективный футболист. В это верит и сам Райымбек, и его отец – так верит, что с бешеной скоростью мчит с остальными домочадцами на важный матч, который больше напоминает футбольную битву сборной 4-го микрорайона со сборной «Айнабулака». Разумеется, нас ждёт феерическая в своей неуклюжести постановочная автокатастрофа, в результате чего отец отправляется смотреть футбол к Марадоне и Пеле, а Райымбек вместе с незначительно пострадавшей сестрой переселяется в больничную палату. Там его ушибленная головой мать предусмотрительно не приходит в сознание, чтобы лишний раз не сталкиваться с глупостью всего происходящего.

Кому и зачем смотреть? Куанышу Керимкулову. Но, кажется, он и так посмотрел фильм миллион раз, и остался доволен.

Пожалуй, одно из немногочисленных сходств кино и футбола заключается в том, что и то, и другое – командные игры. И это очевидно даже мне, человеку, который вообще ничего не понимает в спорте. Но так вышло, что об этом не в курсе «человек и пароход» Куаныш Керимкулов. Именно поэтому на протяжение 95 минут нам не покажут ни одной сцены без главного героя.

Начинается фильм довольно бодро. Маленький Райымбек катает мяч вместе с друзьями по двору. В комиксной манере нам представляют футболистов. Правда, довольно скоро выясняется, что характеры им никто не прописал (напомню, исполнитель роли Раймбека – ещё и сценарист). Поэтому двух друзей главного героя мы будем называть «смешной толстый» и «смешной, который десять лет назад в вайнах снимался». 

Тут же мы знакомимся с отцом Райымбека, который что твой дядя Бен, сыплет мотивационными мудростями в духе «Упал – вставай, встал – упай, Оптовка, Барахолка, Бурундай!»

В этот момент прошареннный зритель понимает, что батя с нами ненадолго. Склейка (кстати, единственная стоящая сцена в фильме – монтажный переход из детства во взрослую жизнь героя через футбольный мяч), и вот он! Красавец Куаныш! В смысле, Райымбек! 

Райымбека играет 32-летний Куаныш и выглядит он как 32-летний Куаныш. Но, судя по тому, что он играет начинающего футболиста, ему должно быть не больше 20 лет.

Как только взрослый Райымбек появляется в фильме, задача всех остальных персонажей – говорить, как он велик, прекрасен и перспективен. Так в сценарии написано, Райымбек не виноват.

Но после гибели отца Райымбек закономерно (по крайней мере, так думает сценарист фильма) решает бросить футбол в шаге от заключения контракта с клубом «Астана» и начинает строить блестящую карьеру курьера и посудомойщика. Всё это делается для того, чтобы примерно с 10-й по 80-ю минуту фильма про футбол не было ни одной сцены про футбол. Ну, потому что – совесть имейте! – постановочный футбол снимать дорого и долго.

Зато недорого снимать, как Куаныш уныло отыгрывает заботливого брата и сына, а также неумелого влюблённого. Для этого в кадр ввели стереотипную медсестру, которая нужна, чтобы рассказать бессодержательный монолог про барашка и мотивировать Райымбека вернуться в футбол. Всё. Потом она исчезает из сюжета, и всем, включая главного героя, на это плевать. 

В последние 15 минут нам покажут целых три музыкальных клипа про тренировки и матчи с участием Райымбека. Без диалогов, но с воодушевляющим монологом Куаныша Керимкулова, в котором опять: «Упал – вставай, встал – упай, ванильный чокопай».

Режиссура Тимура Дулатова, в данном случае, чисто обслуживающая. Причём обслуживает она нарциссизм Куаныша Керимкулова. Поэтому в фильме появляются абсолютно ненужные и ни к чему не ведущие сцены, где средь бела дня ни с того ни с сего на главного героя нападают гопники, или не менее фееричная пробежка плачущего Райымбека под дождём с вскидываниями рук к небу и криком «За что-о-о?»

Вопросов к фильму «90+1» много. Почему главный герой живёт в больнице, если у него есть квартира? Почему он решил по ночам мыть посуду, если есть свободная квартира, которую можно сдавать? Кто сказал Куанышу Керимкулову, что он сценарист? И кто сказал, что актёр? 

Но больше всего вопросов вызывает Государственный центр поддержки национального кино. На каком основании он выделил деньги на нарциссические припадки не самого востребованного в киноиндустрии парня, позиционируя их, как социально-значимый фильм о популяризации спорта?

P.S. В начале картины главный герой пообещал отцу, что обязательно выведет сборную Казахстана на чемпионат Европы. Разумеется, никуда он её, в итоге, не вывед. Потому что даже Куаныш Керимкулов понимает, что фильм планировался, как спортивная драма, а не фантастическая.

Лента новостей

все новости