Дубы больны, ели отравлены: почему у большинства деревьев Алматы проблемы со здоровьем

cover Фото: Игорь Улитин / Orda.kz

На дворе конец сентября, а значит скоро в Алматы начнётся традиционная высадка деревьев, в том числе на место тех саженцев, что не пережили прошлую зиму и нынешнее лето. И как показывает практика последних лет, часть новых саженцев тоже погибнет через несколько месяцев. Но почему молодые деревья попадают в такой смертельный круг и как их из него вырвать? Об этом Orda.kz спросила профессора кафедры лесных ресурсов, охотоведения и рыбного хозяйства КазНАИУ Талгата Кертешева.

Всего в Алматы растёт более четырёх миллионов деревьев. Возможно, более точная цифра будет известна после того, как в южной столице завершится инвентаризация, которую сейчас проводят специалисты КазНАИУ. Начали её в этом году и ведут в том числе с помощью дронов и спутниковых снимков. 

«В 2018 году в Алматы уже была масштабная инвентаризация, которую проводили вручную. Но в ней были неточности», рассказал Талгат Кертешев. 
Талгат Кертешев. Фото: facebook.com/tkerteshev

Начали инвентаризацию с Алмалинского района и на момент нашего разговора она там уже почти завершилась. Следом учёные примутся за Алатауский и Турксибский районы. Как объяснил учёный, они не просто переписывают деревья, но и исследуют их на предмет болезней и внутристволовой гнили. После чего дают рекомендацию по лечению. И судя по результатам, которые дала инвентаризация деревьев в Алатауском районе, проблем со здоровьем у деревьев хватает. 

Талгат Кертешев привёл такую статистику: 

  • 100 % дубов Алмалинского района поражены дубовым минирующим пилильщиком;
  • Около 100 % вязов поражены листовёрткой.

В обоих случаях специалисты рекомендовали провести обработку деревьев от вредителей препаратом на биологической основе. 

Дубы в роще Баума. Фото: Игорь Улитин / Orda.kz

Кроме того, по словам Талгата Кертешева, 35–40 % исследованных деревьев старовозрастные. То есть им более 80–100 лет. Для города это уже весьма прилично.

«Например, мы знаем, что в природе те же дубы живут и по 700 лет, а в городе лишь около 150»,рассказывает учёный. 

По словам Кертешева, в ходе инвентаризации они планируют отмечать особо старые растения, и даже есть идея проводить День дерева Алматы, во время которого около старых лип, дубов и т. п. будут проходить субботники с привлечением молодёжи. 

Но с определённого возраста старые деревья не столько поглощают, сколько выделяют углекислый газ из-за постепенного отмирания ветвей и ствола. А уже если внутри такого дерева обнаруживается сильное поражение гнилью, то оно несёт прямую угрозу для людей. Естественно, такие деревья сносят, и вместо них должны сажать молодые. 

И их сажают, но раньше это делалось по принципу «кто во что горазд». 

«Это бессистемное управление привело к тому, что многие города сейчас остались или без зелёных насаждений, или, как Алматы, требуют реконструкции. Но 2 января 2023 года президент подписал закон „О растительном мире“, где впервые появилась законодательная норма о зелёных насаждениях в населённых пунктах. По нему через пять лет все местные исполнительные органы должны провести такие инвентаризационные работы на научной основе», рассказал Кертешев. 
 Фото: Игорь Улитин / Orda.kz

Впрочем, сказать, что высадка деревьев действительно стала системной, тоже пока нельзя. Поэтому в Алматы по результатам инвентаризации деревьев планируется создать план управления зелёными насаждениями. Чтобы как раз-таки не было принципа «кто во что горазд». 

Предполагается, что план будет учитывать, какие породы следует сажать с учётом их устойчивости к климату, тому или иному типу почвы, выхлопным газам и т. д. 

Но это всё будет потом. А пока... Пока журналист Orda.kz прямо спросил у Талгата Кертшева — что в Алматы делают не так, когда сажают деревья? И он обозначил несколько пунктов. 

Молодые деревья сажают прямо под старыми

«Так делать нельзя, потому что молодым деревьям не хватает света и питательных веществ. Например, на терренкуре посадили ивы вавилонские. И те из них, что растут под высокими деревьями, или умерли, или в угнетённом состоянии»,  говорит Талгат Кертешев. 
Осень на алматинском терренкуре. Фото: Игорь Улитин / Orda.kz

Не учитывают газоустойчивость при посадке вдоль дорог

«Если посадить вдоль дороги ель Шренка, то она погибнет, потому что газоустойчивость у неё низкая. То есть здесь нужны более устойчивые породы. Например, вяз Андросова, вяз мелколистный. Три-четыре вида вязов, адаптированных для нашей природы и свободно переносящих выхлопные газы»,  объяснил учёный.
Фото: Игорь Улитин / Orda.kz

Не учитывается засоленность почв

Речь идёт, опять-таки, о придорожных территориях, которые зимой засыпаны изрядно сдобренным солью смётом с дорог. Соль эта уходит в землю и в неё же по весне помещают молодые саженцы. Как объяснил Талгат Кертешев, при правильном подходе сначала нужно промыть почву, чтобы снизить в ней концентрацию соли, а только после этого сажать деревья. 

Неправильный полив

Деревья в Алматы чаще всего поливают из цистерн. Но, по словам учёного, при таком методе вода может даже не дойти до корней. Выход он называет простой — капельный полив. Здесь надо отдать должное, в некоторых местах монтаж системы такого полива действительно начался, а где-то уже и действует. 

Вообще, по мнению Талгата Кертешева, хороший пример городского озеленения показывает Китай. 

«Там практически каждый двор как небольшой сквер. И в них высаживают карликовые кустарники. Но не как у нас, в виде живой изгороди, а на определённой площади. Затем идут кустарники повыше, потом невысокие древесные культуры и, наконец, высокоствольные. В итоге, во-первых, это имеет противошумовой эффект. Во-вторых, они выделяют фитонциды. В-третьих, повышается охладительная способность»,  объяснил учёный. 

Талгат Кертешев рассказал, что они планируют предложить внедрить в Алматы именно китайский подход озеленения. Возможно, он поможет разорвать «смертельный круг» для саженцев, а то и вообще вернуть Алматы былую славу города-сада.

Читайте также: 

Лента новостей

все новости