Дружба не по понятиям: чего не хватает в партнёрстве ЕС и Центральной Азии?

cover Коллаж Orda.kz

Евросоюз и Центральная Азия стали наращивать связи. Но, по мнению экспертов, им чего-то не хватает, пишет IPS. Чего именно – расскажет Orda.kz.

В чём соль новой инициативы Евросоюза?

В International Politics and Society пишут, что после начала войны в Украине, влияния антироссийских санкций и использования финансовой системы как орудия воздействия изменили геополитику не только в мире, но и в Центральной Азии.

Картинка Martens Centre

Регион, считающийся традиционно пророссийским, стал расширять связи с другими странами и блоками. Евросоюз – один из потенциальных партнёров Центральной Азии. Но на чём будут основываться отношения столь непохожих частей света? Особенно если учитывать такие разные традиции и менталитет? Не говоря уже о плачевном состоянии прав человека в каждой из стран региона.

По данным International Politics and Society, потенциал для сотрудничества есть. Более того, у Евросоюза есть целая стратегия к Центральной Азии, которая была обновлена в 2019 году. Она подразумевает общие усилия в региональной и глобальности безопасности и развития. К примеру, Инициатива "Глобальные ворота ЕС", фокусируется на инвестициях и развитии инфраструктуры во всём мире. Она также актуальна для центральноазиатских республик.

Развитие связей есть, но вопрос здесь в другом. Достаточно ли делает ЕС для поддержки этого партнёрства? Или же Европейский союз упускает возможность укрепить свои позиции в регионе?

Что с отношениями между ЕС и Центральной Азии сейчас?

Но отношения между ЕС и Центральной Азии возникли не вчера. За годы независимости центральноазиатских республик между регионами появились свои история и динамика развития отношений. Она охватывает множество факторов и событий, как за пределами, так и внутри Центральной Азии. Анализ политики и динамики отношений сыграл важную роль в понимании специфики южного постсоветского региона. Однако его упущение было в том, что он ставил на первый план конкуренцию и гегемонию. Из-за этого подхода анализ "игнорировал события на микроуровне", пишет издание.

Почему важно уделять внимание этим событиям? В источнике говорится, что понимание местного контекста влияет на сотрудничество между ЕС и Центральной Азией.

Тем временем в регионе растёт геополитическая напряжённость, которая не может оставить равнодушными западных партнёров. Однако в ЕС и США подчеркнули, что они не будут убеждать центральноазиатские правительства сотрудничать c ними ценой снижения или отказа кооперации с Россией и Китаем.

Более резко выразилась министр иностранных дел Германии Анналена Бербок в 2022-м. Тогда она сказала. что Германия не хочет, чтобы Центральная Азия "была в смирительной рубашке на переднем дворе России или зависела от Китая".

Анналена Бербок и Владимир Норов, узбекский дипломат, генеральный секретарь Шанхайской организации сотрудничества. Фото Fergana News

Но и в Кремле тоже не стали отмалчиваться. Спикер российской Думы Вячеслав Володин сказал, что "Узбекистан достаточно умён, чтобы не сотрудничать с США", тем самым подпитывая российскую антизападную риторику.

Критика ЕС в Центральной Азии

Существует множество форматов сотрудничества 2Центральная Азия плюс ЕС". Однако они уже успели вызвать критику в самом регионе. В частности, президент Таджикистана Эмомали Рахмон назвал их "бесполезными". Он также отметил, что они затевались "ради выкачивания информации".

Но у Узбекистана при Мирзиёеве заметно улучшились отношения с Евросоюзом. В совместном заявлении для прессы президента Узбекистана и председателя Европейского совета Шарля Мишеля говорится, что "стороны приветствовали стремление Европейского союза к укреплению связей и межрегионального сотрудничества с Узбекистаном и Центральной Азией". Аналогичным образом в Казахстане также "подтверждают свое стремление создать прочную и перспективную основу для сотрудничества между ЕС и центральноазиатскими республиками".

Как видно, отношения между ЕС и странами Центральной Азии развиваются в целом динамично и положительно. Некоторые эксцессы, как критика Рахмона, скорее говорят о необходимости повышения конструктивности в диалоге.

Непонимание местного контекста как упущение ЕС

ЕС и другие внешние игроки сосредоточили своё внимание на внешних угрозах для Центральной Азии, таких как Афганистан. Однако ЕС не хватает понимания внутренних проблем региона.

Например, растущей проблемой является исламизм в обществах Центральной Азии в сочетании с насильственным экстремизмом. В издании указывают, что он связан с широким спектром социально-экономических факторов. Это отсутствие образования, недостаточная социальная поддержка, ограниченные экономические возможности и так далее.

Картинка The Astana Times

Также проблемой можно назвать националистические идеи. Их апологеты призывают к использованию только местных языков, неприятие "неисламских" и других якобы чуждых ценностей. Популярность этих идей возникла из-за демографических изменений в республиках, которые привели к уменьшению русскоязычных жителей.

Поэтому ЕС не готов сформулировать хороший ответ на внутренние кризисы в Центральной Азии. Причина кроется в непонимании контекста и незнании местных языков. Это приводит к неправильному толкованию местных реалий.

Сотрудничество поскольку-постольку

Несмотря на стремление расширить свои связи, Россия остаётся ключевым торговым партнёром для Центральной Азии. Кроме того, Россия – это крупный источник иностранной валюты для трудовых эмигрантов.

Однако регион ЦА следует санкционному режиму ЕС и США, понимания последствия несоблюдения.

Фото Report.az

В 2021 году Узбекистан присоединился к ВСП+ ЕС. Это Всеобщая схема преференций, которая даёт возможность экспортировать 6200 видов товаров в Евросоюз без таможенных пошлин. В издании формат называют важной вехой в истории сотрудничества ЕС и Центральной Азии.

Понятно, что для ЕС ВСП+ – это, прежде всего, инструмент для конкуренции с традиционными торговыми партнёрами за доступ к рынкам в Центральной Азии. Но и для стран Центральной Азии ВСП+ экономически выгоден. Он позволяет диверсифицировать торговлю, чтобы частично компенсировать потери, возникшие из-за санкций против России и последующего экономического спада.

При этом торговая компенсация остаётся лишь частичной, поскольку полностью диверсифицировать торговые потоки из Центральной Азии в Европу нереально.

В настоящее время основным торговым путём является так называемый северный коридор в Россию, хотя начали функционировать железнодорожные коридоры через Каспийское море из Средней Азии в Европу.

Но в условиях геополитических вызовов ЕС старается не ставить под угрозу свои отношения с государствами Центральной Азии. А наоборот, деполитизировать сотрудничество с центральноазиатскими партнёрами. Подчеркивая общие позиции и фокусируясь на областях сотрудничества, охватываемых инициативой ЕС «Глобальные ворота», ЕС не настаивает на политических реформах. Вместо этого европейцы сосредотачиваются на других областях, таких как цифровая сфера, климат и исследования.

Что говорят эксперты?

Основываясь на исследовании "Прогнозирование Центральной Азии" от Friedrich Ebert Stiftung и других, эксперты из Центральной Азии ожидают, что ближайшие три года сотрудничество ЕС окажет положительное влияние на регион.

Очевидно, что страны Центральной Азии в настоящее время сталкиваются с различными вызовами экономического, социального, политического и иного характера. Кроме всего прочего, они столкнулись с попытками проведения сложных реформ. Поэтому национальные правительства отдают предпочтение европейским инвестициям, технической помощи и опыту.

Тем не менее партнёрство будет ограничено до тех пор, пока не будет достигнуто адекватного понимания сложного политического контекста в Центральной Азии. Поэтому необходимо обогащать общие знания о регионе более конкретными нюансами. Важно отбросить клише и относиться к странам региона не как к очередному полю геополитических сражений, а как к ценным партнёрам, имеющим мнение и заслуживающим уважения и понимания.

Лента новостей

все новости