Дорожная карта улучшения экологии Алматы провалена: работа только на бумаге

cover Смог над Алматы/ Фото Igors Jefimovs/Wikimedia Commons

Ответственные лица ссылаются на бюрократическую волокиту и недоработку отдельных пунктов госпрограммы.

Департамент экологии Алматы организовал отчётную встречу с населением о том, как исполняется «Дорожная карта по комплексному решению  экологических проблем города Алматы на 2020–2021 годы». Докладчиками выступили руководители профильных управлений акимата, госорганов и представители бизнес-сообщества, участниками – экоактивисты, журналисты и депутаты городского маслихата.

Выяснилось, что чиновники провалили госпрограмму, сорвав сроки выполнения основных пунктов и недоработав до конца многие запланированные мероприятия. Это значит, что выделенные на реализацию Дорожной карты миллиарды выброшены на ветер. О наказании ответственных лиц, виновных в крахе важной госпрограммы, не сообщается.

Обещанного три года ждут?

Документ о комплексном решении экологических проблем Алматы утвердил заместитель премьер-министра Роман Скляр в августе 2020 года. Там были прописаны пять пунктов и 22 мероприятия.

В их числе:

  • перевод на газ городской ТЭЦ-2;
  • озеленение мегаполиса;
  • улучшение атмосферного воздуха;
  • перевод автотранспорта на природный газ;
  • сокращение выбросов угледобывающих предприятий и газификация частного сектора;
  • оказание поддержки социально уязвимым слоям населения в газоснабжении домов.

Большую часть пунктов Дорожной карты не выполнили. Одна из вероятных причин – некоторым участникам поручили или большой объём работы в виде 2–5 пунктов или один, но очень дорогостоящий масштабный проект, который они не потянули.

Единственным акиматовским подразделением, которое справилось с поставленными задачами, к немалому удивлению экоактивистов, считается управление зелёной экономики Алматы. По словам руководителя УЗЭ Натальи Ливинской, её подчиненные своевременно и в полном объеме выполнили все запланированные работы по обновлению и защите зелёного фонда города.

Если говорить о других участниках Дорожной карты, то «Казгидромет» по Алматы открыл в прошлом году новую лабораторию по качественному анализу загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, поставив себе галочку в пункте «Экологический мониторинг». Заместитель директора алматинского филиала «Казгидромет» Алия Нурбацина презентовала лабораторию и рассказала, как проходит мониторинговое наблюдение за состоянием воздуха Алматы.

Смог над Алматы. Фото Auagroup.kz

Остальные докладчики утверждали, что им всёе время мешают какие-то непредвиденные обстоятельства. В течение трех часов онлайн-совещания чиновники ни разу не оправдались в срыве сроков своих работ. Отговорки были бюрократическими: «ждали результатов государственной или экологической экспертизы», «ждали согласования между ведомствами поэтапного плана выполнения мероприятий», «ждали окончания конкурса», «ждали утверждения ТЭО или ПСД». Из-за этих бюрократических проволочек, по словам чиновников, не удалось вовремя уложиться в график и довести запланированное до конца.

К примеру, начальник управления планирования и урбанистики Алматы Алмасхан Ахмеджанов заявил, что его подчиненные только в ближайшее время приступят к выполнению пунктов Дорожной карты, которые касаются изменений в архитектурном облике города с учётом ветрового режима, экоурбанистики, современных архитектурных решений и так далее. Он сослался на то, что в конце прошлого года был объявлен конкурс на проведение необходимых по госпрограмме работ и нужно было дождаться результатов конкурса, прежде чем начать работу. Между тем его управлению по Дорожной карте выделили 200 миллионов тенге.

На вопрос журналиста Оrda.kz, сколько бюджетных средств было освоено в ходе двухлетней реализации госпрограммы и кто и как собирается наказывать виновных в её провале, модератор онлайн-встречи не смог дать чёткого ответа. Он сказал, что бюджетные деньги поступают напрямую участникам Дорожной карты через акимат, но как они расходуются на местах, только им (участникам) известно. Что касается наказания ответственных лиц, то это – компетенция правительства. Глава кабмина примет решение, кого наказывать за срыв госпрограммы в начале февраля, когда должны заслушать акимов городов и областей по исполнению Дорожной карты.

Гладко было на бумаге….

В докладах чиновников много говорилось о переводе на газ общественного транспорта, частного сектора, городской и областной ТЭЦ как эффективном способе решить экологическую проблему мегаполиса. Однако по факту приходилось констатировать такую серьёзную проблему, как дефицит газа. Было сказано, что мощностей крупнейшей в Казахстане газоснабжающей компании «КазТрансГаз» для обслуживания мегаполиса уже не хватает.

1 миллиард 750 миллионов кубов голубого топлива потребляют в год Алматы и Алматинская область. Городская ТЭЦ после перевода на газ, по подсчётам специалистов, будет потреблять 1 миллиард 200 миллионов кубов. Это огромный объем, на который не рассчитаны действующие газовые коммуникации. Поэтому остался открытым вопрос: как можно рассуждать о переводе на газ всего и вся в Алматы, когда сейчас голубого топлива не хватает.

По словам директора предприятия Нуржана Тюмебаева, газ проходит по одному направлению – Алматы – Байсерке – Талгар. Протяженность магистрального газопровода диаметром 630 миллиметров составляет 62,4 километра, пропускная способность – 200 тысяч кубометров. Сегодня к трубе запитаны ГЭС таких населенных пунктов, как Талгар, Байсерке, Капшагай и Тункерис. Потребление фактически составляет 600 тысяч кубометров, а значит, дефицит равен 430 тысячам кубометров. Перевод городской и областной ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 на газ планируют через эту магистральную сеть. Но необходимо построить несколько объектов газоснабжения, чтобы решить актуальную и злободневную проблему обеспечения Алматы голубым топливом. «КазТрансГаз» заявил, что сейчас ждёт результатов экспертизы, чтобы приступить к их строительству.

На первом этапе компания собирается строить перемычку, которая соединит магистральный газопровод Казахстан – Китай, на втором этапе планируется провести дополнительную нить Алматы – Байсерке – Талгар объёмом 1000 миллиметров вдоль уже существующей линии газопровода. Таким образом, можно будет увеличить пропускную способность газа. На сегодня готова топосъёмка проекта, осталось согласовать отвод земельных участков для строительства трубопровода и ускорить процесс прохождения экологической и ведомственной экспертизы. Руководитель «КазТрансГаза» Нуржан Тюмебаев заявил, что расходы компании неизбежно приведут к увеличению тарифов на тепло.

Неподключенные к газу дома в нижней части Алматы. Фото Orda.kz

Коммунальные платежи сегодня не под силу многим малоимущим семьям, а если самый высокий тариф – на отопление – ещё поднимут, то число проблемных потребителей возрастёт в разы. Рассчитывать на помощь органов соцзащиты населения могут далеко не все граждане, а ждать списания долгов по коммуналке – ещё меньше. Примечательно, что когда по Дорожной карте прорабатывался вопрос о внедрении льготных ночных тарифов на электроэнергию для физических лиц, «Алматыэнерго» категорически отказался вводить их, ссылаясь на нерентабельность.

Банки также отказались помогать социально уязвимым слоям населения. В итоге чиновники начали газифицировать их дома за счёт бюджета. Всего в Алматы осталось подключить газ в 1430 частных домов.

В Алматы многие руководители автобусных парков выступают против 100%-ного перевода общественного транспорта на газ. Обоснования такие:

  • в мегаполисе катастрофически не хватает газовых автозаправок: их в городе насчитывается всего шесть;
  • закупка автобусов, работающих на газе – дорогое удовольствие.

Сейчас в Алматы на линию ежедневно выходят 2000 автобусов, из них 690 работают на газовом топливе. Чиновники и владельцы автотранспортных предприятий предлагают альтернативу: оставить половину автобусов на дизеле, а вторую половину перевести на экологически чистые виды топлива.

Альтернатива газу

На отчётной встрече экоактивисты и учёные не раз поднимали вопрос об активном использовании альтернативных источников энергии. Например, директор Института топлива, катализа и электрохимии имени Сокольского Болатбек Хусаинов предложил технологию утилизации выхлопных газов ТЭЦ на угле, которая, по его словам, на порядок дешевле перевода на газ. Благодаря системе очистки объёмы, выбрасываемые в атмосферу, могут использоваться как полезные составляющие стройматериалов или удобрений. В декабре 2021 года сотрудники института продемонстрировали чиновникам свою установку, но чтобы испытать её на ТЭЦ, им нужно изготовить её крупную модель. Для этого нужны средства, которых у института нет. Учёные ждут, пока не найдется спонсор в лице частного предпринимателя или госоргана.

С осени 2021 года министерство индустрии и инфраструктурного развития (МИИР) разрабатывает новые типовые правила содержания и ухода за зелёными насаждениями. По существующим типовым правилам, при выдаче разрешения на снос деревьев вместо одного спиленного дерева надо высадить 10. При незаконной вырубке этот коэффициент равен 1 к 20. Теперь планируются увеличить объём компенсационной посадки до 1:20 и 1:50 (при незаконной вырубке). Если кто-то срубит краснокнижное дерево, тогда он должен взамен высадить 100 деревьев. Экоактивисты ждут, когда МИИР утвердит новые правила, но эта процедура затягивается.

Посаженные деревья на месте вырубленных около торгового центра Sulpak в Алматы.

Ещё один пример волокиты чиновников – в рамках Дорожной карты планировалось возвести в Алматы бесплатные парковочные места для электроавтомобилей, но выяснилось, что нет специального дорожного знака для таких стоянок, а без него никак. Полицейское ведомство по сей день решает проблему.

Другой пример: в ноябре 2021 года в городской департамент экологии пришло несколько заявок от компаний, желающих построить в Алматы мусоросжигающий завод. По словам модератора отчётной встречи, все заявки ушли на рассмотрение в Комитет экорегулирования и контроля профильного министерства. Прошло больше двух месяцев, но ответа об отклонении или одобрении заявок до сих пор нет. Подобная практика «зависания» заявок в профильных ведомствах длится давно.

В прокуратуру на Байбека

На повестке отчётной онлайн-встречи чиновников с общественностью стояли острые вопросы. Однако многие докладчики вышли из конференции сразу после своих выступлений, не дожидаясь, пока экоактивисты начнут задавать вопросы. Их интересовало: загрязнение водоохранных зон городских водоемов, ликвидация девяти крупных мусорных свалок вокруг Алматы, проблема сточных вод, дефицит питьевой воды и поливной воды, работа велостанций, сокращение количества транспортных средств на дорогах мегаполиса, застройка предгорий Алматы и так далее. Общественники не знали, где найти копии протоколов некоторых общественных слушаний за 2019–2021 годы, поскольку на сайте акиматовских управлений они не размещены, а запросы в официальные органы остались без ответа или чиновники отделались отписками.

В конце отчетной встречи председатель экологического союза «Табигат» Мэлс Елеусизов заявил о намерении обратиться в городскую прокуратуру с жалобой на экс-акима Алматы Бауржана Байбека. Эколог хочет, чтобы бывшего градоначальника привлекли к ответственности за уничтожение трамвайного движения в крупнейшем мегаполисе страны.

Модератор мероприятия в завершение конференции сообщил, что доложит об итогах исполнения Дорожной карты в министерство экологии. Ещё он обмолвился, что в конце 2021 года была принята национальная программа «Жасыл Казахстан», которая нацелена на комплексное решение экологических проблем в масштабах страны.

Автор: Жанар Куспанова

Лента новостей

все новости