До «Барби»: снятые женщинами фильмы, изменившие индустрию

cover

Фильм «Барби» Греты Гервиг стал глобальной сенсацией и перекрасил планету в розовый цвет. Он собрал в мировом прокате больше миллиарда долларов, обогнав по сборам блокбастеры от Тома Круза и Кристофера Нолана. А Гервиг, в активе которой были обласканные критиками, но всё же не настолько громкие картины «Леди Бёрд» и «Маленькие женщины», вошла в историю, как первая женщина-режиссёр с подобным рекордом. Однако нынешнего успеха не было бы, не проложи дорогу другие пионерки в области кино и их прорывные работы.

«Капустная фея» (1896)

Режиссёр: Алис Ги-Блаше

Француженка Алис Ги-Блаше – одна из первых кинематографистов в истории вообще, и первая женщина – режиссёр, продюсер, сценарист и основатель собственной кинокомпании. Начав с должности секретаря в Gaumont, Алис сумела пробиться до статуса постановщицы художественных фильмов. Она сделала успешную карьеру в этой компании, став руководительницей продакшна и лично срежиссировав большое количество картин.


Снятая ею «Капустная фея» считается одной из первых художественных лент в принципе. Позже Алис переехала в Америку, основав и возглавив там собственную продюсерскую компанию. В общей сложности, Ги-Блаше сняла около тысячи картин, 20 из которых были полнометражными.

«Оскорбление» (1950)

Режиссёр: Айда Лупино

Британка Айда Лупино начала карьеру в Голливуде, как весьма успешная актриса – работала с режиссёрами вроде Рауля Уолша, Майкла Кёртиса и Николаса Рэя. Самыми известными её работами стали роли в фильмах жанра нуар: «Высокая Сьерра» и «Они ехали ночью» в тандеме с суперзвездой того времени Хамфри Богартом. Со временем Лупино сумела совершить практически в тот период невозможное: основала свою продюсерскую компанию и стала производить фильмы вне ригидной системы больших студий классического Голливуда. Она фокусировалась на острых темах, которые мэйджоры обычно обходили: коррупция, сексуальное насилие, инвалидность, внебрачное материнство.


На съёмках «Оскорбления», посвящённого теме изнасилования, режиссёр Элмер Клифтон серьёзно заболел, и Айда решила доснять фильм сама. Так началась её долгая и успешная режиссёрская карьера – она снимала нуары в 40-е и 50-е годы, когда практически все постановщики в Голливуде были мужчинами, а нуар считался тотально мужской территорией.

«Клео от 5 до 7» (1962) 

Режиссёр: Аньес Варда

Аньес Варда – одна из ключевых фигур французской Новой волны. Фотограф, сценаристка и кинорежиссёр, относилась к так называемой группе Левого берега. Это сообщество богемных деятелей (в их числе такие мэтры, как Крис Маркер и Ален Рене) отличалось любовью к экспериментальному кинематографу и левыми политическими взглядами. Работы Аньес выделялись миксом художественных и документальных приёмов, элементами неореализма и ярко выраженного экспериментального нарратива.

Квинтэссенцией характерного новаторского стиля Варда стал фильм «Клео от 5 до 7» – своеобразно рассказанная история популярной певицы, обнаружившей у себя рак. Творчество Аньес Варда, вкупе с другими представителями Новой волны, послужило переключателем классической эпохи кинематографа на новую; повлияло на мировое кино, в целом, включая Новый Голливуд конца 60-х – начала 70-х (Коппола, Скорсезе, Олтман и другие).

«Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080» (1975)

Режиссёр: Шанталь Акерман

Бельгийка Шанталь Акерман, жившая какое-то время в Америке, тоже испытала влияние французской Новой волны (в особенности Жана-Люка Годара) и американского экспериментального кинематографа.

Её революционный киноязык – переосмысление классики, наложенное на авангардный формат – достигает своей вершины в фильме «Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080», истории брюссельской домохозяйки, все дни которой заняты бытовой рутиной, а также…проституцией, которая также стала частью рутины. Это одна из тех картин, которые открыли путь к зрителю и возможность нишевого успеха для такого кино, какое сейчас называют «артхаус».

«Пианино» (1993)

Режиссёр: Джейн Кэмпион

Новозеландская писательница, сценаристка и режиссёр Джейн Кэмпион с самого начала своей карьеры была любимицей критиков и кинофестивалей. Но самый оглушительный успех пришёл к ней с картиной «Пианино».

История немой женщины Ады, для которой игра на пианино становится способом говорить с миром и выражать себя, удостоилась «Золотой пальмовой ветви» за лучший фильм и лучшую женскую роль в Каннах, а также трёх премий «Оскар»: «Лучший оригинальный сценарий» (Кэмпион), «Лучшая женская роль» (Холли Хантер) и «Лучшая женская роль второго плана» (Анна Пакуин). Таким образом, Кэмпион вошла в историю, как первая женщина-режиссёр, чей фильм получил главную награду Канн. Она открыла дорогу для многих женщин в фестивально-наградной экосистеме, нормализовав такое явление, как феминистско-авторское и при этом смотрибельное кино.

Джейн до сих пор демонстрирует высокую творческую активность, за свою последнюю картину «Власть пса» она удостоилась «Оскара» и венецианского «Серебряного льва» за лучшую режиссуру.

«Трудности перевода» (2003)

Режиссёр: София Коппола

Начавшая когда-то карьеру в кино… младенцем в роли племянника Майкла Корлеоне в культовой сцене крещения в фильме «Крёстный отец», София, сыграв позже и дочь Майкла в «Крёстном отце III», стала режиссёром и смогла выйти из тени легендарного отца Фрэнсиса Форда Копполы. Первая же её картина «Девственницы-самоубийцы», премьера которой состоялась в Каннах, оказалась самобытной и стильной. Вторая, «Трудности перевода», окончательно показала – у Софии есть собственный неповторимый дух и стиль в кино, она талантлива и как сценаристка, и как режиссёр.

В итоге пронзительная история встречи двух потерянных в большом городе одиноких душ оказалась высоко оценена: по несколько наград BAFTA и «Золотой глобус» и «Оскар» Софии за лучший сценарий.

 «Персеполис» (2007)

Режиссёры: Маржан Сатрапи и Венсан Паронно

Трагичная и пронзительная история Маржан Сатрапи рассказана в автобиографичной анимационной картине «Персеполис», которая основана на её же графическом романе. Страшные детство и юность в Иране на фоне Исламской революции, войны, преследований и казней близких людей, затем скитания в Австрии и, наконец, эмиграция во Францию.

Фильм был запрещён в Иране, как «неправдопобный», вызвал преследования религиозных фундаменталистов в Ливане и Сирии, но в остальном мире приобрёл большой успех. Талантливая и искренняя анимационная лента, рассказанная от лица главной героини, получила приз жюри на Каннском кинофестивале, две премии «Сезар», а также была номинирована на премии «Оскар» и BAFTA.

«Повелитель бури» (2008)

Режиссёр: Кэтрин Бигелоу

Американка Кэтрин Бигелоу известна своим суровым и бескомпромиссным кино, в каком бы жанре она ни работала. Начиная с вампирского хоррора «Почти полная тьма», сёрферского триллера «На гребне волны» и до мрачного экшна про поимку Усамы бен Ладена «Цель номер один», все работы Бигелоу относятся к категории No-Nonsense. Или, по-нашему, «кино без сантиментов».

Но именно «Повелитель бури» – фильм об американских сапёрах в Ираке, для которых война становится в какой-то момент единственным, что нужно в жизни, – стал квинтэссенцией стиля и видения Бигелоу и он же стал самым большим успехом Кэтрин. После премьеры в Венеции картина получила девять номинаций на «Оскар», удостоившись шести наград. Что интересно, в категориях «Лучший фильм» и «Лучший режиссёр» Бигелоу конкурировала со своим бывшим мужем Джеймсом Кэмероном и его «Аватаром» и победила в обеих.

«Чудо-женщина» (2017)

Режиссёр: Пэтти Дженкинс

Американка Пэтти Дженкинс, в 2003 году выстрелившая с картиной «Монстр», за которую Шарлиз Терон получила «Оскар», после работала на сериалах. А в 2017 году она снова прогремела, став первой в истории женщиной-режиссёром, снявшей супергеройский фильм.

«Чудо-женщина» рассказывает, как понятно из названия, историю персонажа вселенной DC Comics Чудо-женщины в исполнении Галь Гадот. Фильм стал большим кассовым успехом, заработав в мировом прокате 822 миллиона долларов, что приближает его к сборам «Барби», особенно с учётом инфляции и возросших за шесть лет цен.

На волне успеха первого фильма Дженкинс доверили и продолжение – вышедшую в 2020 году картину «Чудо-женщина 1984», ставшую менее удачной вообще и финансово успешной, в силу пандемии и гибридного релиза.

«Земля кочевников» (2020)

Режиссёр: Хлоя Чжао

Американка китайского происхождения Хлоя Чжао в 2021 году подхватила эстафету у Пэтти Дженкинс, тоже сняв супергеройское кино «Вечные», относящееся к вселенной Marvel. Однако гораздо лучше ей удаются (да и успеха больше принесли) лаконичные инди-драмы об «одноэтажной Америке» «Наездник» и «Земля кочевников» в особенности последняя.

Картина о женщине, после смерти мужа решившей кочевать по стране в автотрейлере, принесла Хлое всеобщее признание. «Земля кочевников» получила «Золотого льва» в Венеции за лучший фильм, а потом – шесть номинаций и три премии «Оскар» («Лучший фильм», «Лучшая режиссура» и «Лучшая женская роль». Также лента завоевала главные награды на «Золотом глобусе» и BAFTA.

Лента новостей

все новости