Депутаты vs букмекеры: партия переходит в эндшпиль, или На чьей стороне закон

cover Коллаж Orda.kz

Представители платёжных систем Казахстана обратились к сенаторам с просьбой вернуть на доработку закон, который предполагает создание Единой системы учёта, частной монопольной структуры, которая получит возможность тотально контролировать все платежи в стране. Зачем принимают такой закон и кому он выгоден? Разбиралась Orda.kz.

Мы уже писали о конфликте депутатов парламента и букмекерских организаций Казахстана. Вот суть: в последние годы государство пытается хоть как-то контролировать игорный бизнес, но почему-то всегда стремится не столько контролировать, сколько зарабатывать. Сначала был создан Центр учёта ставок (ЦУС), такой посредник между государством и букмекерами. В теории идея неплоха: ЦУС должен был следить, чтобы выигрыши выплачивали и делали это вовремя. Но государство готово было это делать не бесплатно и не в убыток себе, конечно. А потом депутаты решили, что нам нужен не ЦУС, а Единая система учёта (ЕСУ), по российской кальке (есть там такое: ЦУПИС), и очень быстро приняли соответствующий законопроект, передав его в Сенат. И вот теперь, как говорится, партия переходит в эндшпиль. 

Зачем в теории Казахстану «прокладка» (вроде печально известного РОП) между государством и букмекерами? Потому что, скажем прямо, у игорного бизнеса много противников. Речь даже не о лудомании (зависимый человек всё равно найдёт, как удовлетворить свою зависимость). А о том, что вроде как нужен контроль за деятельностью букмекерских контор: чтобы платили выигрыши, чтобы делали это вовремя. Но самое главное: ни одно государство не потерпит, что у него под боком процветает выгодный бизнес, а оно с этого ничего не имеет.

ЦУС и ЕСУ

Вот поэтому в своё время и придумали ЦУС. И всё бы хорошо, вот только на деле получилось, что контроль за жирной прибылью передали... частным лицам. Опять же: передали и передали, мало ли что у нас кому передают. Но это самое частное лицо получает доступ к не менее частным данным казахстанских игроков! 

И вот ЦУС уже неактуален. Мажилис одобрил норму, согласно которой в стране создаётся Единая система учёта (ЕСУ) вместо ЦУС. И это тоже частная монопольная структура, и тоже «прокладка». И чем же она отличается от ЦУС, и зачем же её создавать? Кому выгодно?

13 июня в Алматы представители ведущих платёжных организаций Казахстана созвали пресс-конференцию и обратились к сенаторам. Ведь именно им вот-вот поступит законопроект, который позволяет создать организацию, само существование которой противоречит ряду норм законодательства.

Это может многим не нравиться, но сейчас у лицензированных (!) букмекерских организаций объём на рынке как минимум 1,2 трлн тенге в год. Лакомый кусок, не так ли? А вот новая структура, согласно принятому депутатами законопроекту, будет наделена гигантскими полномочиями, функциями платёжных организаций и банков, включая собственно платежи, ведение единого электронного кошелька и расчётов с клиентами. То есть частная структура, подконтрольная Министерству туризма и спорта, без согласования с Нацбанком РК получает полномочия одновременно и платёжной системы, и контрольно-учётного распределительного органа. Напомним, кстати, что в какой-то момент депутаты Мажилиса ещё задавали острые вопросы и соглашались, что «прокладка» между государством и букмекерами не нужна.

Но потом вдруг «переобулись» и практически единогласно приняли проект, который не только утверждает такую «прокладку», но... проголосовали за более совершенную для финансовых интересов государства «прокладку»! 

Участники пресс-конференции говорили, что создание ЕСУ нарушает права платёжных организаций и банков второго уровня, ведь это приведёт к появлению искусственного монополиста, который перераспределит в свою пользу значительную долю рынка в сфере транзакционного бизнеса, эквайринга, выпуска электронных денег и обслуживания электронных кошельков. Финансовые потоки, которые сейчас обеспечивают эти участники рынка, полностью уйдут под контроль компании-монополиста.

Как пострадают сёла

Генеральный директор группы компаний CashMaster Бейбут Асанбаев говорил о ещё одной важной проблеме — гораздо более важной, чем доходы коррупционеров: в отдалённых сёлах и посёлках могут закрыться сети терминалов. А ведь там платёжные системы оказывают главным образом убыточные или имеющие нулевую рентабельность социально значимые услуги. Если платёжные организации лишатся значительной доли своих доходов (а поступления от транзакций по обслуживанию пари и ставок достигают 40 % прибыли платёжных систем), то покрывать убыточные «социальные» терминалы на периферии станет нечем. 

«Вы рискуете спровоцировать социальный взрыв, разве нам мало того, что мы уже пережили?» сказал Асанбаев.
Бейбут Асанбаев

Участники пресс-конференции рассказали, что обратились к генеральному прокурору РК Берику Асылову и попросили внести протест на действия членов рабочей группы Мажилиса и правительства. 

Кто и как нарушает закон

Юрист платёжной организации Tarlan Payments Сауле Габдулгазизова объяснила, как одобренный мажилисменами законопроект нарушает закон. Например: 

  • введение новой нормы без адекватного анализа: новая норма о ЕСУ не прошла анализ регуляторного воздействия, что нарушает требования статьи 83 Предпринимательского кодекса;
  • нововведение приведёт к созданию частного монополиста, который будет регулировать значительные аспекты платёжной системы и финансового рынка, что существенно исказит конкуренцию и ограничит права платёжных организаций и банков;
  • монополист будет внедрён в виде частной компании под управлением Министерства туризма и спорта, а это огромные коррупционные риски;
  • новую норму не согласовали с Нацбанком. Не рассмотрели альтернативные предложения отрасли: платёжные организации предлагали децентрализованное решение, сбалансированный подход к регулированию.

Коммерческий директор платёжной организации PayDala Илья Ефименко сказал вот что: 

«Нас обманули, исполнив обещания максимально лицемерным образом. Исключили из закона ЦУС, а вписали в законопроект ЕСУ, что, в сущности, то же самое, только гораздо хуже. На наших глазах создаётся монополист, частный оператор. И создаётся он вопреки обещаниям президента Токаева. Это дискредитирует всю политику главы государства по перезагрузке госаппарата и экономики. Я обращаюсь к сенаторам, которые обязаны разобраться в истинных целях появления в законопроекте нормы о Единой системе учёта, являющейся по сути тем же ЦУС, за которым, как сказал депутат от партии AMANAT Елнур Бейсенбаев, стоят влиятельные силы "старого Казахстана"».

Директор завода по производству платёжных терминалов Almaty Enterprising Company Александр Сиротенко уверен, что создание ЕСУ приведёт к резкому сокращению заказов и негативно скажется на производстве платёжных терминалов в Казахстане: 

«Это затронет не только наш завод, но и весь рынок производства терминалов. Под угрозой окажутся рабочие места тысяч наших граждан по всей стране».
Александр Сиротенко

След «старого Казахстана»

Мы все сейчас много говорим о том, чем отличаются «старый Казахстан» и «новый Казахстан». Много об этом говорили и на пресс-конференции. В «старом Казахстане» коррупция вроде бы была чем-то, что само собой разумеется. А в новом? После Кантара мы, кажется, хотели идти другим путём. И вот депутаты ВНЕЗАПНО голосуют за некий документ, благодаря которому бизнес (да, многих раздражающий, но это всё равно бизнес) почти все свои доходы отдаст... «новому Казахстану». 

Представитель Ассоциации платёжных организаций Ирина Давиденко напомнила, что все необходимые регуляторные функции и так уже в ведении госорганов. Все финансовые данные по переводам и платежам на рынке ставок контролирует Комитет госдоходов Минфина РК через системы цифровой отчётности. А за тем, чтобы ставки не дай бог не делали госслужащие, должники, военные, несовершеннолетние, следит госсистема «Барьер». И какой-то непонятной частной компании не нужно дублировать все эти функции госорганов:

«Более того, сама отрасль выступала за децентрализованное решение, которое ранее получило одобрение на межведомственных совещаниях. Депутаты Мажилиса на заседаниях рабочей группы также высказывались против введения ЦУС как коррупционной составляющей, однако почему-то по велению неведомой силы и на первом, и на втором чтении законопроекта проголосовали за него».

Да, Давиденко тоже заметила резкую перемену в настроениях депутатов...

Ирина Давиденко

Чего хотят представители платёжных систем?

Платёжные организации просят сенаторов вернуть законопроект в Мажилис, ведь нужно провести все предусмотренные законом процедуры и изучить альтернативы, которые не требуют создания частного монополиста-посредника.

«Появление таких монополий, как ЕСУ, угрожает принципам Справедливого Казахстана. Сейчас делается всё, чтобы сломать признанную экспертами одной из лучших в Евразии финансовую систему Казахстана. Те, кто стоят за созданием новоявленной "прокладочной" компании, аналога печально знаменитого "Оператора РОП", хотят убить целую отрасль, а вместе с этим породить деградацию в IT-секторе и финтехе, колоссальные убытки в обществе и МСБ. Вот чего добиваются лоббисты, стоящие за ЕСУ. Всё это делается в угоду коррупционерам. Этого допустить нельзя», резюмировал Илья Ефименко.

Мы тоже резюмируем. Но мы за справедливость. Если депутаты хотят бороться с букмекерами, пусть делают это законно и последовательно. А не так, что их приходится подозревать в... Скажем, странной и нереально быстрой перемене позиции. И почему должны страдать платёжные системы?

Orda.kz будет следить за развитием событий.

Читайте также:

Лента новостей

все новости