Деньги сумками, должности в обход — мастер-класс от Перизат Кайрат

cover Фото: Ольга Ибраева Orda.kz

В суде по делу учредительницы фонда Biz Birgemiz Qazaqstan 2030, которую обвиняют в мошенничестве и отмывании миллиардов, свидетели рассказали, какие схемы использовала Перизат Кайрат, чтобы добиться желаемого, сообщает Orda.kz.

Вес доверия

День в суде по делу Перизат Кайрат был посвящён допросам потерпевших и свидетелей по эпизоду о паводках.

Утром подсудимая активно задавала вопросы и требовала объяснений, зачем и почему потерпевшие выдвинули против неё гражданские иски о возврате денег. 

После обеденного перерыва в суд вызвали в качестве свидетеля Адильхана Мусина, руководителя компании CA Consulting group, который утверждал, что с Перизат Кайрат у него были давние дружеские и доверительные отношения.

«Весной 2024 года начались паводки в Казахстане, это был сложный период. В начале апреля мы с Перизат созвонились и встретились. Она объяснила, что сейчас сложилась такая ситуация — срочно нужны юрты, биотуалеты и другие товары, их нужно поставить в регионы. Для этого есть поставщики, часть заказов уже фактически выполнена, но всё это в Китае. Показала фото и видео. Сказала, что китайские предприниматели, которые производили эти юрты и биотуалеты и тому подобное, по каким-то причинам отказываются принимать безналичный перевод», рассказал Адильхан Мусин. 

По его словам, Перизат Кайрат просила помочь провести наличный расчёт с китайскими поставщиками, чтобы быстрее доставить необходимое пострадавшим от паводков. Ей нужны были счета, куда можно было бы провести безналичные переводы. 

«Я обещал поискать людей, обратился к знакомым, доверенным лицам, кто занимается предпринимательством. Мои друзья, к которым я обращаюсь в первую очередь, по такой же схеме, заточенной на наличные, обратились к братишкам, друзьям с просьбой оказать содействие», объяснил схему свидетель. 

Он утверждал в суде, что был уверен: всё будет легально. Biz Birgemiz Qazaqstan 2030 заключит договоры о поставке товаров, все ИП получат официальные документы. После поступления денег со счёта ОО на счета ИП предприниматели подавали заявку в банк на получение этих сумм наличными. 

«Те деньги, которые они снимали, дальше передавали наличными мне, а я уже отдавал их Перизат Кайрат. Аккумулировались деньги у меня. Было три, если не ошибаюсь, встречи с ней для передачи денег. Я никакие записи и подсчёты не вёл. На момент, когда происходили передачи, всё было на уровне доверия», добавил Адильхан Мусин. 

Гособвинитель Арман Кизикен поинтересовался, в каком виде деньги передавали Перизат Кайрат. 

«Для удобства мы упаковывали это всё в сумки, потому что банки выдавали уже упакованные пачки денег. Далее удобнее было складывать их в клетчатые китайские сумки. Их уже передавали лично ей (Перизат Кайрат), загружали в машину. Достаточно большие сумки были, тяжёлые, там за один транш условно два или три ИП обналичивали переводы, было где-то 200 миллионов тенге», уточнил Адильхан Мусин.

По словам свидетеля, одно ИП снимало наличными около 70 млн тенге, занимались этим 12 или 13 ИП. 

То есть общая сумма обналиченных денег составила от 840 до 910 млн тенге. 

Давай мутить, Тося

В качестве свидетельницы в суде допросили подругу Перизат Кайрат по имени Толганай. В суде она сказала, что работает в одном из издательских домов редактором. 

Прокурор Арман Кизикен поднял находящиеся в деле переписки в мессенджерах между Перизат и Толганай и спросил, правда ли, что подсудимая называла подругу «Тося».

Дальше приводим диалог в зале суда.

  • Толганай: Да, она называла меня Тосей. У нас были дружеские отношения. 
  • Гособвинитель Арман Кизикен: Она писала вам такие слова: «Есть знакомые, через кого замутить диплом Казахстана»? (о высшем образовании, полученном в РК — прим. авт.)
  • Толганай: Да, у нас был такой разговор. Если мне не изменяет память, прошло два года, я была в декрете... она, по-моему, устраивалась на тот момент помощником какого-то министра.
  • Судья Сабыржан Каримов: Как вы поняли слова «замутить диплом»?
  • Толганай: В моём понимании это... Когда она мне писала, я так поняла, что она, может быть, хочет заочно обучиться, получить диплом, чтоб устроиться в государственное учреждение.
  • Перизат Кайрат: Я же ещё также интересовалась регистрацией своего диплома? У меня зарубежное образование.
  • Толганай: Да, Перизат спрашивала. Потому что я училась за границей, и мне надо было нострифицировать свой диплом (чтобы признали его в Казахстане). Она меня просила, кажется, сфотографировать, как это выглядит. Спросила ход действий, что делать, когда получила зарубежный диплом. Я ей отправила или фото, или скан.
  • Перизат Кайрат: Я этот момент хотела уточнить, так как у меня диплом зарубежный не нострифицирован. 

Эта беседа вызвала ещё больше вопросов у журналистов, которые следят за процессом. И было очень жаль, что нельзя уточнить у подсудимой или её адвоката в перерыве:

К какому именно министру хотела устроиться Перизат Кайрат? Какого иностранного вуза у неё диплом и как она туда поступила, если не имела даже аттестата об окончании 11 классов школы или колледжа? Как именно она надеялась «замутить»?

Крупицу ясности внесло оглашение показаний свидетельницы Ляззат Распеки, которая в 2023 году возглавляла управление комитета по делам гражданского общества Министерства культуры, информации и общественного развития (сейчас — Министерство культуры и информации). 

Оказалось, именно в это министерство пыталась, и почти успешно, устроиться Перизат Кайрат. Судя по временной шкале, она хотела стать помощником Дархана Кыдырали, бывшего весной 2023 года министром. Но сделала это очень необычным способом.

«Я занималась оформлением документов секретариата министра. Что касается приказа о назначении Перизат Кайрат на должность советника министра — в день составления указанного приказа 17 мая 2023 года я была в отгуле. О том, что в тот день был оформлен приказ на Перизат Кайрат, я не знала. 18 мая 2023 года я вышла на работу, и сотрудница показала мне этот приказ, подписанный руководителем аппарата», рассказывала ранее на допросе Ляззат Распеки.

При этом на приказе был номер из журнала регистрации документов, но в системе электронного документооборота e-Qyzmet он не был зарегистрирован. 

«На должность помощника и советника министра, в соответствии с законом о госслужбе, принимают вне конкурса. Сотрудница сказала, чтобы я сама дальше всё оформила. В этот день Перизат Кайрат пришла в управление кадровой работы, а как она прошла в министерство — я не знаю», говорила свидетельница.

Перизат Кайрат тогда принесла автобиографию и ещё какие-то документы, но не все, какие были нужны. Среди них, в частности, не было диплома о высшем образовании Перизат Кайрат, который был необходим. По словам Ляззат Распеки, соискательница должности пообещала принести диплом позже, «так как он находился в малазийском университете, где, с её слов, она получала второе или третье образование».

Ранее мы писали, что на своей инстаграм-странице Перизат Кайрат говорила о дипломе Ноттингемского университета в Великобритании и обучении в Кембридже. 

То есть малазийский университет — это, по версии самой Перизат, было её третье высшее образование. Между тем, среди официальных документов, приложенных к делу, ни одного диплома всё ещё нет. 

Сотрудница МКИ, заметив отсутствие документа о высшем образовании, пошла к начальству с приказом о назначении на должность помощника министра, который кто-то уже заботливо оформил на Перизат Кайрат, пока Ляззат Распеки была в отгуле. 

Директор кадрового департамента, согласившись, что приказ оформлен незаконно, сходил к руководителю аппарата министерства. 

«Вернувшись, он дал указания не принимать Перизат Кайрат на работу, пока она не предоставит все документы. В этот же день я отдала приказ на уничтожение. После этого с 18 мая 2023 года на должность исполняющего обязанности помощника министра был назначен Дарын Оралбаев», рассказала Ляззат Распеки. 

В этот день судья Сабыржан Каримов удовлетворил ходатайство гособвинителей о принудительном вызове на допрос трёх представителей потерпевших, которые ранее не явились в суд и не дали согласия на оглашение их показаний, данных на следствии. 

Также он сообщил, что Перизат Кайрат следует подготовиться к даче показаний, в понедельник начнётся допрос подсудимых. 

Обвинения Перизат Кайрат предъявили по п. 2 ч. 4 ст. 190 УК РК («Мошенничество»), по п. 2 ч. 2 ст. 218 УК РК («Отмывание денег в составе группы лиц по предварительному сговору»), а также ч. 3 п. 3 ст. 218 УК РК («Легализация преступных доходов в особо крупных размерах»).

Гайни Алашбаевой обвинение предъявлено по п. 2 ч 4 ст. 190 УК РК, п. 1 ч. 2 ст. 218 УК РК и по ч. 3 п. 3 ст. 218 УК РК.

Перизат Кайрат — соучредительницу и руководительницу общественного благотворительного фонда Biz Birgemiz Qazaqstan 2030 — задержали осенью 2024 года. Её подозревают в хищении крупной суммы денег. О том, как работал фонд, Orda.kz рассказывала в отдельном материале.

13 декабря 2024 года имущество Перизат Кайрат арестовали. Следствие считает, что на пожертвованные деньги она покупала элитные дома, дорогие автомобили, ювелирные изделия и аксессуары от мировых брендов.

В апреле 2025 года Перизат Кайрат и её мать взяли под стражу

30 июня дело передали в суд, а 9 июля суд принял решение частично закрыть процесс по делу Перизат Кайрат.

Orda.kz следит за развитием событий.

Читайте также: 

Лента новостей

все новости