Что за служба качества появилась вместо контролеров «Онай» в Алматы

cover

Система «Онай» показала свою несостоятельность, говорит один из перевозчиков. Теперь пассажиров, а также водителей общественного транспорта проверяет отдельная служба.

Порой в салон автобусов и троллейбусов может зайти контролёр и проверить у пассажиров оплату проезда. Однако жители города заметили, что вместо одетых в привычные жёлтые жилеты «Онай», их стали проверять другие люди. К переменам отнеслись с недоверием, ведь у нас уже есть контролёры, чья работа давно регламентирована. Кто стоит за изменениями, разобрался корреспондент Orda.kz.

Карта, билет, СМС

Электронную систему оплаты проезда в Алматы внедрили в 2016 году. Тогда во многих автобусах и троллейбусах исчезли контролёры и пассажиров выборочно начали проверять сотрудники системы «Онай». Обслуживание и контроль системы до сих пор осуществляет оператор – ТОО «Транспортный холдинг города Алматы».

Мы выяснили, служба качества появилась не внезапно. Работники в синих жилетах выполняют практически те же функции, что и контролёры «Онай», но с некоторыми оговорками.

В Управлении городской мобильности подтвердили – специальная служба создана по частной инициативе. Для чего, в акимате не ответили, так как "к этому вопросу они никакого отношения не имеют".

Но стоит отметить, в 2021 году на некоторых маршрутах одного перевозчика можно было заметить работников этой самой службы. Тогда они могли лишь рекомендовать заплатить за проезд, а тем, кто был без маски, вежливо предложить её надеть или выйти на ближайшей остановке. Похоже, пилотный проект показал свою состоятельность. Реализацией занималось коммунальное предприятие ТОО «Алматыэлектротранс».

Одна хорошо, а две лучше

Зачем в городе две проверяющие структуры и кто платит за это? С этими вопросами мы обратились к непосредственному инициатору. В "Алматыэлектротранс" ответили, что контролёров они запустили на маршруты из-за несостоятельности работы «Онай».

"Как перевозчики, мы имеем право проверять свои маршруты. Это дополнительный контроль, потому что работа «Онай» нас не впечатлила. Мы же сейчас хотим максимально абстрагироваться от них. Желаем бережно относиться к нашим пассажирам, и имеем другое видение данной работы. Финансирование идёт через нашу компанию. Всё согласовано", – ответили корреспонденту в компании.

Теперь на маршрутах этого перевозчика проверяющие из "Онай" не имеют право контролировать пассажиров. Все функции и правила бывших "инспекторов" работники новой службы сохранили. Добавилась только проверка работы их водителей.

Жалоб на контролёров "Онай" в сети можно найти предостаточно. Автор статьи и сам не раз сталкивался с произволом, который помогали разрешить лишь стражи порядка или скандал на весь автобус. Вот некоторые из них:

Официальный интернет-ресурс "Общественный транспорт г. Алматы", раздел жалобы

Возможно, это и есть причина кардинальной перемены в сегменте.

В законе действительно есть соответствующая статья: пассажир обязан предоставлять проездной билет по требованию перевозчика. Кроме того, контролёр имеет право требовать соблюдение общественного порядка и правила. Однако он не может выписывать штрафы, высаживать из автобуса за неуплату и применять физическую силу по отношению к пассажиру.

Странное дело

В «Транспортном холдинге города Алматы», который считается оператором электронного билетирования «Онай», нам ответили, что ничего с этим поделать не могут – "это их право".

Впрочем, инициатива на самом деле может принадлежать именно холдингу. Об этом сообщил наш источник в компании.

"Холдинг эксплуатирует, обслуживает и контролирует систему «Онай», а также обеспечивает сбор денежных средств от пассажиров. С этим в последнее время начались проблемы – людей не хватает и деньги куда-то деваются", – добавил источник.

К слову, за собственный счёт холдинг оснащает все транспортные средства компаний-перевозчиков оборудованием системы. Но берёт за это комиссию в размере 10% с суммы оплаты проезда. В 2016 году для внедрения системы электронной оплаты проезда в Алматы они инвестировали 3 млрд. тенге средств.

Мы также попытались узнать у компании "Онай", что они теперь собираются с этим делать. Однако пока получить ответы нам не удалось. Зато мы узнали заработную плату их контролёров – от 70 000 тенге. С другой стороны, исходя из вакансий в интернете, работникам службы качества обещают от 160 000 тенге.

По данным акимата, на сегодня общественным транспортом пользуются чуть больше трети алматинцев. Как уточнил аким Ерболат Досаев, презентуя план развития города, до 2030 года ожидается новая тарифная политика за проезд.

Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.

Лента новостей

все новости