Что не так с алматинским аэропортом под турецким управлением

cover Коллаж Orda.kz

Нареканий к работе турецких владельцев аэропорта в Алматы достаточно. Но как же тогда выходит, что сотни миллионов тенге компания зарабатывает, не соблюдая должного качества? Журналисты Orda.kz задали ряд накопившихся вопросов руководству воздушной гавани.

Аэродром, пассажирский терминал и грузовой комплекс – пожалуй, главные составляющие аэропортов. В алматинском же то и дело происходят разного рода инциденты, портящие репутацию не столько нового владельца, сколько всего Казахстана. Из последнего – грузчики кидались багажом. Но что это? Единичная оплошность или закономерная тенденция?

В 2021 году алматинский аэропорт окончательно продали турецкой компании Tav Airports Holding за $415 млн. Фирма принадлежит на 46% французской Group ADP, управляющей 26 международными аэропортами мира. То есть покупатели далеко не дилетанты в своей области. Конечно, владение аэропортами – это тоже бизнес, как гостиничный или нефтяной. Иначе какой смысл инвестировать в заведомо неприбыльные активы? Только вот до передачи воздушной гавани новому владельцу описанные далее проблемы не сильно беспокоили жителей и гостей города, а также предпринимателей.

По турецким лекалам

Так называемый проект модернизации, с которым зашли владельцы аэропорта, считается долгосрочной перспективой развития. В план входят:

  • работы по строительству нового терминала и модернизации действующего;
  • устранение ограничений пропускной способности;
  • развитие маршрутов;
  • увеличение количества рейсов;
  • повышение качества обслуживания клиентов.

Разберём по пунктам.

Из проекта TAV

В июне 2022 года на сайте аэропорта представили концептуальные проекты нового терминала с двумя вариантами. В начале сентября там же опубликовали отчёт об оценке проектов по расширению воздушной гавани. Новое здание международного терминала окончательно решили расположить на месте нынешнего VIP-терминала. А само здание VIP-терминала реконструировать на новом месте – к югу от существующей зоны терминала.

На публичных слушаниях общественники же выступили против такого решения. Их не устроило, что окончательный вариант преподнесли как свершившийся факт. Тогда как альтернатива – интегрировать терминал в здание VIP-терминала.

Президент дал старт строительству нового международного терминала. Фото: пресс-служба Акорды.

Исходя из ответа холдинга TAV, планы относительно грузового терминала проще – капитальный ремонт. Во-вторых, автоматизация и внедрение электронной системы, используемой на складах компании в других городах.

«Поскольку используемые в настоящее время системы отстают от современных технологий и не могут удовлетворить потребности современного времени, мы установим все программы и технологическое оборудование, используемые в других грузовых терминалах, где управляет компания. Внедрение проекта планируем завершить в 2023 году. Мы также готовим программу обучения для профессионального и личностного развития наших сотрудников», – говорится в ответе на запрос.

Представители аэропорта заверили нас в том, что «будет установлена система автоматизации, которую они используют на складах Стамбула, Анкары, Измира и Антальи». Только не уточнили, когда же они наладят работу так, чтобы не было стыдно ни перед жителями Алматы, ни тем более перед гостями нашего прекрасного города.

Ждем трагедии или как? Птичий вопрос

По данным Авиационной администрации Казахстана, в этом году в зоне ответственности аэропортов РК зарегистрировано 46 случаев столкновения самолётов с птицами. Чаще всего это происходило в аэропорту Алматы.

Птицы попали в оба двигателя самолета, летевшего из Алматы в Нур-Султан. Фото: пресс-служба Air Astana

Президент международного аэропорта Алматы Эрсой Альп Эр Тунга ответил, что инцидентам способствуют благоприятные погодные условия, наличие посевных площадей на близлежащей территории, а также стихийные свалки. Поэтому в руководстве воздушной гавани решили, что введут дополнительные меры. Среди них:

  • усиление дневных смен орнитологов; 
  • выделение ещё одного автотранспорта, оборудованного биоакустическим отпугивателем. На мониторе выбирается нужный звук, который воспроизводится через громкоговоритель;
  • выставление ещё 10 отпугивателей «Кондор», раньше их было всего три. Это макет хищной птицы, принцип действия схож с воздушным змеем.

Оказалось, сотрудники аэродромной службы раз в месяц обследуют прилегающую территорию на предмет объектов, привлекающих птиц.

«Результаты – уведомления уходят собственникам территорий со свалками мусора, в прокуратуру и в адрес акиматов Турксибского и Талгарского районов», – говорится в ответе, подписанном руководителем.

Эрсой Альп Эр Тунга

По нашей информации, акиматы действительно получают требования принять меры по ликвидации скотобоен и несанкционированных свалок. Только вот на наши запросы в акиматы Турксибского района Алматы и Талгарского района области ответов мы не получили. А вопросы такие.

Почему в акимате не следят за этой работой должным образом, раз случаются такие инциденты с самолётами?

Какая структура ответственна за ненадлежащее исполнение этой работы?

Кто же должен убирать объекты, привлекающие птиц?

Как часто должен убираться мусор, который привлекает птиц?

В последний раз АО «Авиационная администрация Казахстана» проверяло компанию на предмет эколого-орнитологического состояния в августе этого года. Кстати, TAV до сих пор не опубликовала годовой отчёт по своей деятельности относительно аэропорта.

Не всё под контролем

Известно, что в настоящее время часть территории аэропорта находится в собственности третьих лиц. Эти площади используются для размещения пунктов общественного питания, продуктовых/сувенирных магазинов, авиакасс, камер хранения, магазина беспошлинной торговли (в зале международных вылетов), отделения банка и пункта обмена валюты. Общий объём этих площадей – 2000 кв. м. Однако сколько таких точек и кому они принадлежат – аэропорт не сообщает. Напомним, несколько лет назад общественность города была возмущена грабительскими ценами в ряде торговых точек воздушной гавани, но вопрос так и не был решён в пользу пассажиров.

Посадка и высадка пассажиров

Каждый из нас хоть раз в год летает в другие города Казахстана либо в страны дальнего зарубежья. Порой остаётся загадкой, по какому принципу принимается решение: высаживать пассажиров через так называемый рукав терминала или «в чисто поле» аэродрома? Особенно критичным этот вопрос становится, когда летишь с детьми после отдыха в южных странах в холодное время года. По заверению руководства АО «Международный аэропорт Алматы» распределение для воздушных судов производят, исходя из суточного плана полётов. В первую очередь учитывается направление, а также количество пассажиров на борту – рейсы с максимальной загрузкой устанавливаются на телескопический трап. В зимний период в числе приоритетных рейсов туристические направления.

Что означает термин «туристические направления» и является ли таковой поездка, к примеру, в Rixos Aktau, представители аэропорта этот момент оставили без внимания.

Повышение цен на аренду склада

А вот чем обеспокоены конкретно предприниматели: если раньше хранение груза в портах воздушной гавани было бесплатным в течение первых трёх суток, то сейчас ценник составляет до 13 тенге за килограмм в день. Неполный календарный день считается полным. То есть если вы привезли груз в 23:59, через минуту придётся раскошелиться вновь.

С момента размещения на склад клиент теперь платит как минимум 30 тенге за один день вместо прежних 17 тенге. К примеру, если сдать груз вечером, а вылет рано утром, то склад взимает 17 тенге за обработку, а также 26 тенге за хранение – за два дня. В итоге логистам придётся отдать 43 тенге. Очевидно, нагрузка ложится на плечи малого и среднего бизнеса, а затем на плечи потребителя, которые будут платить за товары.

Именно поэтому несколько компаний направили официальное обращение в Агентство по защите и развитию конкуренции АЗРК с требованием провести проверку на обоснованность введения новых тарифов за хранение. Однако никакой реакции от структуры не последовало, более того, каким-то образом логистические компании позже отказались от своих слов.

Ответ без ответа

Мы попытались связаться с компаниями, которые обратились в АЗРК. От каких-либо комментариев там любезно отказались.

Что ещё бросается в глаза – такие тарифы не предусмотрены в других странах мира. Например, в некоторых турецких аэропортах, где оператором тоже является вышеуказанная компания, не взимают с клиентов плату в первый день хранения. Там аэропорты предоставляют 72 часа бесплатного хранения груза своим клиентам. К примеру, в московском аэропорту Домодедово бесплатное хранение груза – двое суток, не считая даты поступления на склад.

В TAV ответили и на эти претензии. По их данным, изменения коснулись обычных грузов, не требующих таможенных процедур. Доля таких грузов составляет не более 15%. А вместо тарифа с единицей измерения за календарный день компания установила тариф с единицей измерения за час.

«Изменение тарифов сбалансированы, последовательны. Одностороннего пересмотра и повышений не было, на все изменения имеются обоснования. Деятельность склада временного хранения в части тарифной политики находится под жёстким контролем антимонопольного органа в соответствии с предпринимательским кодексом», – гласит ответ главы аэропорта.

Поговорить более детально и конкретнее об этом не удалось. Владельцы аэропорта сослались на то, что тарифная политика компании – коммерческая тайна.

Хозяин – барин

Вокруг сделки о покупке воздушной гавани в 2020 году очень быстро начали происходить чудеса. Например, инвестору сразу понадобились деньги, и он их получил. Туркам без лишних разговоров выделили $30 млн на долевое финансирование из государственного фонда «Kазына Капитал Менеджмент». В общей сложности, подсчитал новый хозяин, на расширение аэропорта и все ремонты-переделки придётся выложить не менее $750 млн.

В конечном итоге компания убедила Правительство РК, что без участия государства довести аэропорт до мировых стандартов вряд ли получится, а без гарантий на кредитные линии ничего не сделать. И для этого консорциум сейчас ведёт активные переговоры с иностранными кредиторами, заручившись покровительством, по сути, целой страны.

Расположение в глубине континента – на стыке Европы и Азии – обязывает Казахстан развивать свой транзитный потенциал и инфраструктуру. Только вот все ответы компании можно охарактеризовать кратко: всё будет, но не сразу. Поэтому и остаётся открытым вопрос, когда же справится с этим новый владелец?

Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.

Лента новостей

все новости