Что надо посмотреть на фестивале «Бастау»?

cover

Вслед за прокатом, пробуждается в Казахстане и кинофестивальное движение. И хотя такие крупные смотры, как «Евразия» или Almaty Film Festival, по-прежнему, на паузе, в список культурных мероприятий в формате offline вернулся стартующий 30 ноября кинофестиваль дебютного и студенческого кино «Бастау».

В этом году мне довелось стать одним из отборщиков картин в программу «Бастау», так что, специально для Orda.kz я составил список фильмов, которые обязательно стоит посмотреть любителям нетривиального кино.

Зере (Казахстан) – режиссёр Даурен Камшибаев – фильм церемонии открытия, которая пройдёт в КНТОБ имени Абая.

Молодой режиссёр из Тараза Даурен Камшибаев снял пронзительную мелодраму о любви, смерти и скорби на фоне морского пейзажа. Застрявшие в безвременье персонажи разыгрывают драму, в которой дух пьес Чехова и Островского благополучно соседствует с казахскими традициями.

Несмотря на то, что «Зере» – первая полнометражная работа Камшибаева, автору удалось собрать один из сильнейших актерских составов в истории казахстанского кино. Главные роли в картине исполняют Ольга Ландина, Берик Айтжанов, Мурат Бисенбин, Сануржан Сулейменов, Сергей Уфимцев и Дулыга Акмолда.

Главным же сюрпризом (особенно для поклонников молодёжного сериала Bir Toqsan) станет образ центральной героини – бесприданницы Зере в исполнении молодой актрисы Адины Бажан.

Мировая премьера «Зере» состоялась в рамках конкурса дебютантов Международного кинофестиваля в Сан-Паулу в октябре этого года.

Белый кит (Россия) – режиссёр Татьяна Федоровская – конкурс полного метра.

Татьяна Федоровская пришла в режиссуру из актёрской профессии, сняв ряд авторских короткометражек, одна из которых, «Мамины шпильки», стала лауреатом премии BAFTA Students Awards, а её первый полный метр получил поддержку не абы кого, а самого Никиты Михалкова, который выступил продюсером фильма.

«Белый кит» расскажет об обратной стороне такого, на первый взгляд, благого дела, как усыновление детей, о сложностях, с которыми сталкиваются приёмные родители, непростыми решениями и их последствиями. Также в картине поднимаются вопросы коррупции, нарушения законов и морально-этических принципов сильных мира сего.

Картина порадует зрителей довольно зрелой режиссурой и блестящими актёрскими работами литовцев Дайнюса Гавенонюса и Расы Самоулите.

Сверхновая (Польша) – режиссёр Бартош Крухлик – конкурс полного метра.

Пусть претенциозное название вас не пугает. На самом деле, польская картина представляет собой динамичный социальный триллер с универсальным сюжетом, который вполне уместно смотрелся бы в фильмографии Юрия Быкова (примечательно, что российский режиссёр станет председателем жюри полнометражного конкурса «Бастау»).

Завязка простая. Женщина с двумя детьми уходит от мужа-алкоголика по залитой солнцем деревенской дороге. Муж в пьяном угаре сваливается в кювет и засыпает. Через несколько секунд супруга и дети попадут под колеса автомобиля, которым управляет мужчина со связями. На место происшествия прибывают полиция, скорая, местная гопота и знакомые семьи. С каждой минутой обстановка накаляется до предела.

Пожалуй, главным отличием «Сверхновой» от фильмов Быкова становится ужасающий контраст умиротворяющей атмосферы летнего пейзажа и трёх распластанных на дороге невинных жертв.

Огонь (Казахстан) – режиссёр Айжан Касымбек – внеконкурсная программа.

Лирическая трагикомедия Айжан Касымбек была единственной дебютной картиной, которая получила финансирование по результатам первого питчинга государственного киноцентра.

В центре сюжета немолодой мужчина по имени Толик, который работает водителем на пекарне и едва сводит концы с концами. И без того сложное положение семьи Толика осложняется тем, что дочь-старшеклассница до последнего скрывала свою беременность.

Огонь

Мировая премьера картины состоялась на кинофестивале в Пусане, затем «Огонь» отправился в длинное фестивальное путешествие и успел получить две награды за лучшую мужскую роль. Сначала Толепбергена Байсакалова признали лучшим на фестивале в Сочи, а затем на фестивале азиатского кино в Лос-Анджелесе.

Помимо Байсакалова, в фильме можно будет увидеть Ерболата Тогузакова, Маншук Айтмухамбетову и Адину Бажан.

Гунда (Норвегия, США, Великобритания) – режиссёр Виктор Косаковский – программа «Вокруг света».

Документальная картина впервые была представлена зрителю на Берлинале в 2020 году и с тех пор успела объездить мир, завоевать десятки призов и стать самым обсуждаемым явлением в кинодокументалистике.

Гундой зовут свиноматку, которую Косаковский сделал формально главной героиней своего медитативного творения, призывающего задуматься о врожденной ценности жизни и тайне всего животного сознания, в том числе нашего собственного.

К уникальному киноопыту (а именно таковым считают просмотр «Гунды» на большом экране эксперты) можно подготовиться, предварительно посмотрев предыдущую работу Косаковского «Акварель», которая представлена во многих онлайн-кинотеатрах.

Бабий яр. Контекст (Украина, Нидерланды) – режиссёр Сергей Лозница – программа «Вокруг света».

Любимец Каннского фестиваля, одинаково успешно работающий как в документалистике, так и в игровом кино, Сергей Лозница на сей раз объединил усилия с музеем «Бабий Яр», чтобы собрать исчерпывающее исследование истории киевского урочища, в котором остались навеки похоронены десятки и сотни тысяч человек, расстрелянные нацистами.

Как и во всех своих документальных проектах, Лозница не даёт зрителю путеводителя в виде закадрового комментария, интервью историков или очевидцев, тем самым, стимулируя зрителя для более подробного изучения темы.

«Бабий яр. Контекст» был представлен в этом году на Каннском кинофестивале и получил премию «Золотой глаз» за лучший документальный фильм, представленный в любой из программ, что, естественно, вызвало скандал, как в российских, так и в украинских СМИ.

За расписанием фестивальных показов этих и других фильмов следите на bastauiff.com.

Лента новостей

все новости