Черный силуэт: в Алматы открывается первая выставка художницы из ОАЭ

cover Латифа Саид, фото Orda.kz

Подробное культурное событие происходит впервые в центральноазиатском регионе. Латифа Саид в 2021 году стала лауреатом премии музея Лувр Абу-Даби, а теперь решила сблизить два кочевых народа и начать активный культурный диалог между Казахстаном и Объединенными Арабскими Эмиратами

Латифа Саид поняла, что хочет заниматься искусством в 4 года, и с тех пор приложила все усилия для достижения поставленной цели. Тем более, что окружение этому способствовало. Девушка выросла в артистической семье, окруженная предметами дизайна и искусства. После обучения в университете Зайда в Дубае Саид принимала участие в неделе дизайна в Милане и Лондоне, а затем полностью ушла в искусство и в 2021 году выиграла конкурс арт-объектов, который проводил Лувр Абу-Даби.

При создании предметов искусства и мебели художница всегда вдохновлялась своим родным эмиратом: культурой, традициями и историей Дубая. Сейчас она готова расширять горизонты и выбрала Алматы не случайно. Латифа уже была в Казахстане и уверена, что у древних предков двух народов есть много общего – они вели кочевой образ жизни, от природы добродушны, щедры, гостеприимны и открыты новому.

Черный силуэт

В Facebook она познакомилась с казахстанским искусствоведом Валерией Ибраевой, которая предложила Латифе сделать выставку в Казахстане. Она же стала куратором персональной экспозиции, и, чтобы лучше понять культуру другой страны, зимой посещала Дубай. Выставку назвали "Черный силуэт" – как абайю (предмет верхней женской одежды – прим.ред.), в которой ходят жительницы эмиратов.

Искусствовед и куратор выставки Валерия Ибраева, фото Orda.kz

"Это иронический силуэт. Выставка о том, чтобы развеять устоявшиеся стереотипы. Стереотип сейчас стоит перед вами. И я вас уверяю, ничего исламского и в нашем представлении "дубайского" тут нет, кроме произведений современного искусства", – рассказывает Валерия Ибраева.

Первые экспонаты - покрытые шерстью стулья. Это ирония, потому что кочевники стульями до 20 века не пользовались, а вот из шерсти бедуины плетут свои шатры, и с их языка бедуины переводится буквально – "шерстяной дом".

Одни из первых работ Латифы были на стыке дизайна и искусства: кресло и оттоманка. Кажется, что они сделаны из булыжников. Но материал совсем другой. Плели их по технологии причёсок, которые делали бедуинки.

"Плетение" Латифа Саид, фото Orda.kz

Не обошлось и без ковров, которые являются одним из символов Востока. В данном случае – это скульптура, которая символизирует напряжение, которое десятки лет сохраняется в регионе Ближнего Востока. Работает Латифа и в технике кинетического искусства. При этом в мировом масштабе им занимались практически исключительно мужчины, а теперь и женщины из ОАЭ.

Художница-исследователь

Латифа Саид не только художник, а художник-исследователь: она изучает себя и родной эмират. Среди экспонатов есть практически научный эксперимент с материалом, которым буквально завалена её родина – с песком. В ходе создания блоков из сыпучего материала Латифа консультировалась с инженерами главных строек своей страны, в том числе самого высокого в мире небоскрёба Бурдж-Халифа.

Для представленных в зале блоков использовали клей, но сейчас Латифа работает над бактериями вместе со швейцарскими учеными. Микроорганизмы будут вырабатывать связующую жидкость, благодаря которой в будущем можно будет строить дома из песка.

работа "Архив" Латифа Саид, фото Orda.kz

Песок – важное вещество в творчестве художницы, по сути – частицы её родины. В самой масштабной работе, создание которой заняло 2,5 года и меньше всего средств, был собран песок из разных, дорогих сердцу автора мест в Дубае и пригородах. Работа называется – "Архив". Было проведено масштабное исследование, которое показало, что песок везде разный. Впечатляет и макросъемка песка: на снимках видно, из каких мелких и разноцветных частиц он состоит. Многие казахстанцы смогут опознать места на карте Дубая, где бывали и сами. Такой своего рода квест от арабской художницы.

О себе и женщинах в искусстве в Эмиратах

О своих впечатлениях о Казахстане, о себе и о том, как стала художником Латифа Саид рассказала в эксклюзивном интервью Orda.kz.

Orda.kz: Сложно ли девушке, женщине стать художником в Арабских Эмиратах, сложно ли пробить себе дорогу в какой-то сфере иди сделать карьеру?

"Вообще я с детства ничего такого не чувствовала. Я с детства не чувствовала разницы между мужским искусством и женским. И, если не ошибаюсь, в ОАЭ женщин-художников, возможно даже больше, чем мужчин, и никаких проблем с этим не было. И мне странно видеть в 21 веке, что люди удивляются тому, что арабские женщины путешествуют. Любая деятельность для нас открыта", – говорит Саид.

Orda.kz: В нашем обществе сейчас существует некоторое напряжение касательно закрытой одежды, многих это пугает, часть людей в обществе полагает, что ношение такой одежды ведет к архаизации общества.

"Это странно, разве это не кусок ткани, не личный выбор или уважение к традициям, уважение к семье. Я испытываю определённую гордость, когда ношу такую одежду. Я знаю своё происхождение, свои корни, и это очень важно для нас".

Orda.kz: А как вы, коренные жители Дубая, относитесь к тому, что большинство населения вашей страны – иностранцы? Есть ли сейчас какое-то желание особенно чтить старые традиции?

Латифа Саид, фото Orda.kz

"И новое, и старое прекрасно сосуществует. Мы чтим традиции и прошлое, но мы фокусируемся и на будущем. Даже до образования Объединённых Арабских Эмиратов на нашей земле жили и христиане и индуисты, и мы живем все вместе очень давно. Мы не делим людей по вере или национальности, у нас нет такого в исламе. В исламе мы признаём право каждого человека придерживаться своего вероисповедания".

Orda.kz: В одном из своих прошлых интервью Вы говорили, что Дубай стремительно меняется, что Вы едва поспеваете за этими изменениями родного города, не пугают ли они Вас?

"Я исследователь, и часто спрашиваю своих старших родственников, что было с Дубаем до бурного экономического роста. Мы, как прибрежная страна, всегда были открыты миру. Мы гостеприимны, открыты новому. Я сама выбираю, какие изменения принимать, а какие нет. Но я верю в прогресс, в его необходимость, и я считаю, если ты не идёшь вперёд, то это, по сути, шаг назад.

Я часто разговариваю с близкими и спрашиваю их, когда было лучше – тогда или сейчас? И они отвечают, что сейчас. Они рассказывают, как жили в пустыне, какая тяжелая жизнь у них была, и сейчас они понимают, что то, как они живут, это все благодаря прогрессу, экономическому росту, хорошему образованию. Это же фантастика. Мы стали воплощенной мечтой всего большого арабского мира".

Orda.kz: У нас в стране есть люди, мужчины в особенности, которые периодически призывают общество вернуться к традициям прошлого. Они иногда диктуют женщинам как, им следует себя вести. А, например, исламский канон о том, что нельзя изображать людей, в том числе в искусстве, до сих пор актуален?

"Если вы тщательно изучите исламское, а в частности арабское искусство, то увидите, что там всегда присутствовали изображения людей. Вам нужно самим посетить Дубай и увидеть, как с этим обстоят дела. Мне кажется это неправильная идеология – делить всё на чёрное и белое, не надо разделять людей. Самое важное создавать что-то вместе, как мы с Валерией здесь и сейчас".

По словам Латифы Саид, цель её искусства – позиционировать художника как автора, который способен влиять на будущее и на улучшение жизни на земле.

Выставка "Чёрный силуэт" проходит в Almaty Gallery, на проспекте Достык 44, дом "Три богатыря". Она откроется 8 июня и продлится месяц.

Лента новостей

все новости