«Человек-паук: нет пути домой»: фанатский передоз

cover

Мировой прокат атакует последний претендент на то, чтобы покорить важную для голливудских киностудий психологическую отметку в 1 миллиард долларов кассовых сборов – заключительная часть трилогии Джона Уоттса о приключениях дружелюбного соседа Питера Паркера.

Что за фильм? История перехода школьника-супергероя во взрослую жизнь с её обязательными и необратимыми жертвами.

Кто в ролях? Том «Лучший из пауков» Холланд, Мариса «Тётушка» Томей, Альфред «Лепс-то как раздобрел» Молина, Уиллем «Сам своего рода учёный» Дефо, Джейми «По-прежнему, унылейший из злодеев» Фокс и Бенедикт «Не в тему хохмящий» Камбербэтч.

О чём? После того как злодей Мистерио раскрыл личность Человека-паука в своём предсмертном видео, Питеру и его ближайшему окружению пришлось несладко. И хотя никаких доказательство виновности Питера в гибели его антагониста полиция не нашла, общество устроило травлю супергероя. В попытке защитить своих близких, Паркер обращается к колдуну Доктору Стрэнджу, чтобы тот заставил весь мир забыть, кто скрывается под маской.

Заклинание идёт не по плану, потому что Питер, как и любой подросток, не может внятно сформулировать своё желание, и в разлом (трещину, прореху, в общем, какую-то дырку) просачиваются персонажи из трилогии «Человек-паук» Сэма Рэйми и неудачной дилогии «Новый Человек-паук» Марка Уэбба, которые до сего момента не имели никакого отношения к киновселенной Marvel.

Кому и зачем смотреть? Судя по данным предварительных продаж – всем, кто вообще знает, где находится ближайший кинотеатр.

«Человек-паук: нет пути домой» – фильм стратегически важный для мировой киноиндустрии и для киноподразделения Marvel, в частности. Но ещё больше в популярности продукта заинтересован продюсер Кевин Файги, который до 2021 года и близко не был знаком с понятием провала, а затем трижды потерпел фиаско с проектами «Чёрная вдова», «Шан-Чи и легенда десяти колец» и «Вечные».

Именно поэтому «Нет пути домой» напичкан таким количеством фан-сервиса, что в какой-то момент перестаёт быть фильмом, а становится мешком с подарками Деда Мороза. Уже на пятнадцатой минуте зрителя ставят перед фактом, что Сорвиголова в исполнении Чарли Кокса перекочевал-таки в киновселенную Marvel, затем разобранная на микроны сцена с появлением доктора Отто Октавиуса из «Человека-паука 2» Сэма Рэйми вызывает в зале овацию, а едва зритель отдышался, как поочерёдно на него валятся персонажи из старых – и, будем откровенны, большинством уже забытых – картин, параллельно вкидывая хрестоматийные цитаты про большую ответственность и ставший классикой интернета мем «Я и сам своего рода учёный» от Уиллема Дефо.

И да, эндорфины в крови преданного фаната франшизы при просмотре скачут так, что может закружиться голова, но параллельно происходит понимание, что заложенные в сценарий темы взросления и гуманизма похоронены этим самым фан-сервисом.

После просмотра «Нет пути домой» зритель сродни ребёнку, который на праздниках получил мощную передозировку сахаром, а затем впал в уныние из-за синдрома отмены.

Чтобы вы понимали, Джон Уоттс так старался развлечь аудиторию, что в финальном кадре Человек-паук исполняет свои фирменные трюки на фоне рождественского Нью-Йорка. Ещё чуть-чуть, и он бы из Манхэттена улетел сразу в Хогвартс. Благо авторские права на франшизу «Гарри Поттер» принадлежат другой студии.

Никто не говорит, что желание порадовать зрителя отсылками, «пасхалками» и старыми героями – это плохо. Просто после «Мстителей: финал» франшиза только и делает, что отсылает нас к предыдущим картинам, при этом развитие отсутствует, как в общей истории, так и в арке каждого персонажа.

Те же оскароносный мультфильм «Человек-паук: через вселенные» или прошедший летом сериал «Локи» с идеей мультивселенной и путешествиями между различными вариантами прошлого и будущего были куда внятнее и остроумнее, не оставляя логических дыр или вопросов без ответов. Мне вот, например, очень интересно, почему главный редактор Daily Bugle Джей Джона Джемисон и у Рэйми, и у Уоттса носит лицо Джея Кея Симмонса, хотя все остальные персонажи, включая Питера Паркера, выглядят по-разному.

«Нет пути домой» попал в ловушку собственной концепции, когда переизбыток антагонистов на экране сделал их в равной мере пресными и как будто бы не особо серьёзными, в отличие, например, от того же Мистерио. И это проявляется даже в визуальной составляющей, когда лишённая и намёка на опасность схватка Паркера с Доктором Стрэнджем в середине фильма выглядит в разы эффектнее, чем вся финальная битва. А почему? Да потому что всех этих злодеев (в отличие от Стрэнджа) с актуальной версией Паркера ничего не связывает. А ведь даже в боевиках класса В сценаристы стараются либо провести параллель между героем и его противником, либо «отзеркалить» их.

Лента новостей

все новости