Центральноазиатские лодочники нелегально перевозят мигрантов в Европу — The Guardian

cover Фото aka.ms

Контрабандисты, перевозящие мигрантов в Европу, вербуют «шкиперов» из стран Центральной Азии по маршруту Турция — Италия, пишет The Guardian. Orda.kz перевела публикацию. 

Перевозчики из «-станов» заменили российских и украинских капитанов 

По данным издания, у завербованных «шкиперов» из центральноазиатских государств, как правило, мало опыта для такого дела, но зато они не осознают, что их действия противозаконны. 

Мигрантов доставляют морем из Турции в Италию, часто используя парусные лодки, в качестве альтернативы более длинному сухопутному маршруту через Балканы; пограничники в Хорватии и Словении незаконно вытесняют просителей убежища на границе ЕС.

В отчёте, опубликованном итальянской неправительственной организацией Arci Porco Rosso и некоммерческой организацией Borderline Europe, говорится, что из 68 водителей лодок, арестованных в 2023 году итальянской полицией на маршруте по обвинению в незаконной перевозке просителей убежища из Турции, как минимум 18 прибыли из Кыргызстана, Узбекистана и Казахстана, Туркменистана, Таджикистана и даже Азербайджана.

По данным Международной организации по миграции (МОМ), в 2023 году из турецких портов Измир, Бодрум и Чанаккале на одно из побережий Сицилии, Апулии или Калабрии прибыли 7153 мигранта. Каждый из них заплатил более 8000 евро за перевозку. 

Лодочники из Центральной Азии в значительной степени заменили украинских и российских капитанов, которые ранее были завербованы турецкими бандами контрабандистов, которые обслуживают этот маршрут, говорится в издании. 

«В прошлом преступные организации стремились вербовать профессиональных украинских рыбаков и моряков, — рассказала Олеся Дзедзинская, итальянско-украинский адвокат, защищающая многочисленных иностранных капитанов. — Но со временем контрабандисты начали искать в других местах, в странах Центральной Азии. На этот выбор повлияла война в Украине и невозможность для мужчин покинуть страну, а также тот факт, что новости об аресте и попадании в тюрьму шкиперов распространились по Украине, и всё меньше и меньше украинцев соглашались на риск отправиться в тюрьму», — заключила эксперт.

Когда судно с мигрантами входит в итальянские воды, власти просят пассажиров назвать водителя. Его арестовывают в соответствии с итальянским законодательством и обвиняют в таких преступлениях, как пособничество и подстрекательство к нелегальной иммиграции, торговле мигрантами или участии в преступном сообществе. Нарушителям грозит тюремное заключение на срок от 15 лет, а в случае гибели пассажиров — пожизненное.

Пятерых водителей лодок арестовали после кораблекрушения в ночь на 25 февраля 2023 года, когда переполненное деревянное судно, на борту которого находилось до 200 человек, разбилось в штормовом море всего в нескольких метрах от пляжа Кутро в Калабрии.

Фото ITVX

Центральноазиатские лодочники: преступники и жертвы в одном лице 

Полицейские обнаружили тела по меньшей мере 90 человек. Среди них — десятки детей из Афганистана, Сирии, Ирана, Пакистана и Ирака, ищущих убежище в Европе. Как правило, для управления парусным судном с мигрантами нанимают двух водителей, хотя их число может увеличиваться в зависимости от размера судна или количества пассажиров на борту.

Согласно отчёту, по меньшей мере 40 человек, которые сейчас содержатся в итальянских тюрьмах по обвинению в пособничестве и подстрекательстве к нелегальной иммиграции из Турции в Италию, — выходцы из республик Центральной Азии.

«Большинство этих капитанов не знает о законе и не имеет представления о рисках, с которыми они сталкиваются, соглашаясь управлять этими лодками. Некоторым из этих мужчин всего 20 или даже 19 лет. Итальянское законодательство часто не учитывает, что они тоже жертвы преступных организаций, эксплуатирующих их в своих целях. [...] Многие водители лодок из Центральной Азии были вынуждены научиться управлять яхтой менее чем за неделю», — сказала Дзедзинская.

Те, кто устраивается такими лодочниками, часто покидали свои страны, чтобы избежать военной службы или спастись от бедности, найдя работу в Турции. Среди других частых пилотов на маршруте — пакистанцы и тунисцы. 

20-летний мужчина из Узбекистана, приговорённый к трём годам лишения свободы в 2021 году за контрабанду 48 человек из Турции в Калабрию, рассказал, что даже не знал, что его арестуют. 

«Я думал, что это такая же работа, как и любая другая. В Узбекистане не было работы. Сначала я поехал в Россию, где трудился курьером, а затем в Турцию. Когда они предложили мне отвезти этих людей на парусной лодке в Италию, я согласился, потому что в то время у меня не было работы. Но я и подумать не мог, что это незаконно», — рассказал анонимный перевозчик мигрантов.

Согласно отчёту, в 2023 году Италия арестовала около 250 водителей лодок, при этом суда, перевозящие мигрантов из Ливии или Туниса, в большинстве были египетскими. 

В предыдущем отчёте Arci Porco Rosso и неправительственных организаций Alarm Phone и Borderline Europe говорилось, что с 2013 года в Италии арестовали около 3250 водителей лодок. Есть доказательства, что полицейские предлагали мигрантам иммиграционные документы и другие стимулы, чтобы убедить их дать показания против подозреваемых, которые в некоторых случаях были просителями убежища. Торговцы людьми заставляли лодочников под дулом пистолета управлять катерами с беженцами.

Фото Vocal Europe

Несмотря на то, что количество арестов водителей лодок в последние годы сократилось, благотворительные и правозащитные организации выразили обеспокоенность по поводу этой практики.

«Арест водителей лодок — центральная часть расистской пограничной политики Европы, как мы можем видеть на примере всё более драконовских законов, принимаемых в Италии и других странах. Более 1000 человек находится в итальянских тюрьмах за это так называемое преступление. Их будет только больше, пока этот абсурдный закон не будет отменён», — заключил Ришар Брауде из Arci Porco Rosso.

Автор: Тамерлан Салык

Лента новостей

все новости