Бунт на корабле: офицер ВМС РК пожаловался министру обороны на невыносимые условия службы

Шокирующие откровения морского офицера, высказанные в открытом письме Министру обороны генерал-лейтенанту Нурлану Ермекбаеву, для всего армейского руководства, включая главнокомандующего Военно-морскими силами контр-адмирала Сакена Бекжанова, прозвучали как гром среди ясного неба.
Старший лейтенант Дмитрий Королевский, не скрывая своего имени и воинского звания, довольно подробно описал сложившуюся ситуацию на кораблях ВМС. Корреспондент Orda.kz выясняла, почему офицер считает, что служить в таких «адских условиях» люди больше не могут и собираются «пачками увольняться из Вооруженных сил».
Как утверждает старший лейтенант Дмитрий Королевский, на кораблях Военно-морских сил сложилась «крайне неблагоприятная обстановка». В своём письме Нурлану Ермекбаеву он по пунктам перечисляет проблемы флота - от поставки на корабли некачественных продуктов питания и острого дефицита кадров до отсутствия формы, которую морякам приходится приобретать за свой счёт. Также офицер возмущён низкой заработной платой техников боевых частей, которые держатся за своё место и служат только потому, что им выплачивают, так называемые «квартирные деньги», на аренду жилья.

Дмитрий Королевский сетует и на то, что морские надбавки к жалованию получает не весь корабельный состав, а только избранные. Жалуется, что принцип «параллели», как его называет командование части, вредит боевой готовности корабля. Это когда происходит «переплетение распорядка дня, суточного наряда, предпоходной подготовки для выхода в море и плана боевой подготовки в целом». Выполнить всё это на высоком качественном уровне, считает офицер, «невозможно физически». Личный состав работает на износ, организм моряков не успевает восстанавливаться, а отгулы они взять не могут из-за «жуткого кадрового голода».
Контр-адмирал Сакен Бекжанов вылетел в Актау
Как только письмо старшего лейтенанта Дмитрия Королевского на имя Министра обороны оказалось на правительственном сайте и взбудоражило армейское руководство, в Актау вылетел Главнокомандующий ВМС контр-адмирал Сакен Бекжанов. Он встретился с моряками гидрографического судна «Жайык» и с офицером, нарушившим субординацию. Вывод Бежанова - «информация, изложенная в жалобе старшего лейтенанта Королевского, не соответствует действительности и требует опровержения».
- Прежде чем обратиться к министру обороны, старший лейтенант Д.И. Королевский должен был согласно Уставу обратиться к своему непосредственному начальнику – командиру корабля капитану 3 ранга Валерию Кочурову. Затем, получив его согласие, обращаться дальше к вышестоящему руководству. А он сразу на имя министра обороны решил жаловаться, что у нас не положено, - комментирует офицер Управления воспитательной и идеологической работы при Главнокомандующем ВМС РК майор Арман Бектурганов.
– Мы детально разобрались уже в этом вопросе. Много шума из ничего. Корабельный состав продолжает заниматься согласно утверждённому плану боевой подготовки и очень положительно отзывается о службе на кораблях ВМС.
Но позвольте, морской офицер прямо указывал на проблемы и просчёты, которые влияют на боеготовность боевых частей военно-морских сил. Это скорее всего был крик души, а не жалоба на какие-то бытовые трудности флотской жизни.
- В том то и дело, что всё, о чём написал в своём письме старший лейтенант Королевский, - не что иное, как эмоции или плод воспалённой фантазии. Сразу скажу, что этот офицер уже честно признался руководству, что своим обращением к министру обороны он, оказывается, хотел просто-напросто обратить на себя внимание, что не желает далее проходить службу в рядах Вооруженных сил.
Планирует уволиться или может быть уже уволен из армии, если так смело себя повёл, обратившись к министру обороны напрямую?
- Это, скорее всего, не смелость офицерская, а нечто другое. Впрочем, не будем уточнять, что именно. Может, действительно устал человек или в своё время ошибся с выбором профессии. Что касается непосредственно вопросов, затронутых в его письме, то я уполномочен сообщить следующее. На наши корабли поступают исключительно свежие продукты питания. За их качество и приёмку отвечает лично боцман, который товар принимает со склада. Доставить его непосредственно на корабль требуется сравнительно мало времени -15-20 минут, так как всё рядом. И для этого нет необходимости иметь рефрижераторы, чтобы перевозить мясные продукты со склада на корабли.

Какая компания поставляет продукты питания?
- Поставщик продуктов питания - ТОО «Аскер». К этой фирме, насколько я знаю, со стороны командования в/ч 29011 и 21814 никогда и ни в чём претензий не было. Договорные обязательства они выполняют чётко, кормят вкусно и сытно. Жалоб не было и нет. Повторяю, если вдруг боцмана что-либо не устраивает по качеству продуктов питания, то он может их заменить прямо на складе. А до своего корабля потом довезти на грузовой «Газели», как это и было всегда. Передвижные холодильные установки для этого не требуются, а уже на корабле у кока всё как положено. Там и холодильники, и морозильники, и вся кухонная утварь имеется. Чего здесь только нет!
Начальник продовольственной службы в/ч 29011 старший лейтенант Ельнур Токанов в свою очередь тоже подтвердил, что по качеству поставляемых продуктов к ТОО «Аскер» у командования и корабельного состава никаких претензий не было. На протяжении всего времени эта компания, по словам Ельнура Токанова, зарекомендовала себя как наджный поставщик и добросовестный участник ГОЗ.
Судно «Жайык»
Гидрографическое судно «Жайык» IMO: 9353060 было построено на судоверфи в Астрахани и передано ВМС Казахстана в 2008 году. Предназначено оно для изучения рельефа морского дна и течений Каспийского моря. Благодаря ему в казахстанском секторе Каспия обеспечивается безопасность мореплавания не только военных, но и торговых судов. На судне есть гидрологическая лаборатория, подъёмный кран, спутниковая радиосвязь и другое современное оборудование.
Основные характеристики:
- водоизмещение - 242 тонны;
- дедвейт - 76 тонны;
- длина - 31,63 метра;
- ширина - 6,9 метра;
- высота борта до верхней палубы - 3,15 метра;
- осадка средняя в грузу - 2,09 метра;
- скорость - 10,2 узла;
- экипаж - 8 человек;
- автономность по запасам топлива - семь суток;
- количество коечных мест – 10;
- энергетическая установка - дизель-редукторная;
- мощность ГД - 280 кВт.
На корабле всё в полном порядке, - уверенно говорит Арман Бектурганов.
- График дежурства на корабле составляется согласно листу нарядов на месяц. Да, случаются иногда накладки, когда офицер выбывает из строя по болезни, уезжает в служебную командировку или сходит на берег по семейным обстоятельствам. Это вполне нормально. Кто служил в армии на офицерских должностях, тот поймет, что иногда можно загреметь в наряд, как говорится, и за себя, и за того парня. На то она и служба армейская - «сам погибай – товарища выручай», - говорит Бектурганов
Ничего страшного в этом нет. Военная присяга велит каждому из нас стойко переносить все тяготы и лишения армейской жизни, а не киснуть, когда трудно. Всегда надо помнить о том, что есть такая профессия - Родину защищать. Не обижаться по различным поводам и не делать досадных ошибок. Мужской характер закаляется в испытаниях, а у моряков ещё и в дальних походах. Я надеюсь, что командир боевой части связи старший лейтенант Дмитрий Иванович Королевский пересмотрит своё отношение к службе и будет настоящим моряком, достойным славы отцов и дедов, - подвёл черту офицер.

В своём обращении к министру обороны офицер ещё писал о проблемах с обмундированием и морскими надбавками к жалованию.
- Эти вопросы тоже на контроле у Главнокомандующего ВМС. Да, некоторое время назад вновь прибывшие офицеры не в полном объёме получили вещевое имущество: куртки и брюки рабочие. На складе не оказалось нужных размеров, о чём сразу же доложили в вышестоящие органы. В октябре прошлого года всё положенное имущество выдано. И сейчас в рамках ГОЗ на 2021 год планируется закуп вещевого имущества для ВМС, чтобы не было задержек с выдачей. По всем финансовым вопросам тоже уже есть соответствующие решения. Повторяю: всё под контролем. Никаких проблем нет. Всё по плану боевой подготовки и распорядку дня.
Поговорить с Дмитрием Королевским, обратившимся с жалобой к министру обороны, пока не удалось. Устав не позволяет действующему офицеру напрямую общаться с журналистами без соответствующего на то разрешения. Но командование ВМС заверило, что наш корреспондент в будущем может получить аккредитацию и даже попасть на военный корабль. Тогда можно будет не только пообщаться с корабельным составом, но и на камбузе отведать макароны по-флотски. А почему бы и нет? Тем более, что в августе наши экипажи будут участвовать в Международных армейских играх.
Автор: Наргиз Северная
Лента новостей
- Соцсеть Маска под прицелом: Франция начала уголовное дело против X
- Начался приём заявлений на гранты — подать можно до 20 августа
- Заслуженный архитектор РК лишилась имущества на 100 млн тенге и провела пикет перед прокуратурой
- Международный финансовый эксперт похвалила Казахстан за социальную политику
- Отсутствие канализации и перегрузка сетей — на что пожаловались властям предприниматели Капшагая
- Жара и дожди: прогноз погоды на 12 июля
- «Верните нам землю!»: в Актобе люди требуют остановить строительство двухэтажного торгового дома возле их жилья
- Полицейский стрелял в подчинённых из рогатки? Инцидент в области Абай
- Китайская компания планирует построить современный порт в Актау
- Легковушка врезалась в грузовик на трассе Караганда — Астана, есть погибшие
- Казахстан снял пошлину на галлий, но закрыл вывоз меди и алюминия
- Пузырь на KASE? Миллиардер Булат Утемуратов за две недели «разбогател» на семь миллиардов долларов
- Вечные проблемы Алаколя: бизнес жалуется на свет, связь и дороги
- Триллион за год: казахстанцы спустили состояние на туризм
- С книгой о захвате власти поймали иностранца на границе с Кыргызстаном
- Акимат объяснил переезд воспитанников детдома «Баганашыл»
- Алматы превратился в Сеул: что за кино снимают в южной столице
- Известных спортсменов Казахстана отказались заселять на сборы из-за двухлетнего ребёнка
- Суд по делу о пытках фигурантов «Хоргосского дела № 1» засекретили
- Казахстан между ливнями и зноем: погода резко разделила регионы