Борьба провалилась: число курильщиков в Казахстане растёт
Фото: Pixabay.com
В Казахстане с курением активно борются, но за десять лет число курильщиков в стране только возросло. Почему, несмотря на меры, принимаемые на государственном уровне, статистика не меняется в лучшую сторону. Подробнее о целях, методах и результатах – в материале Orda.kz.
Бюро национальной статистики провело в июле нынешнего года очередное ежегодное обследование взрослого населения о потреблении табака. Опрос охватил все регионы республики, включая крупные города — Астану, Алматы и Шымкент. Полученные результаты показали, что в настоящее время курят табак 20,7 % населения, в то время как в 2023 году курильщиков у нас было 19,4 %.
Получается, что курит уже более трёх миллионов казахстанцев. И эти данные подтверждаются также исследованием центра Euromonitor. Согласно им, на начало 2024 года в Казахстане насчитывалось 3,3 млн взрослых курящих. То есть вместо снижения, к которым по идее должны были привести все принятые запретительные и ограничительные меры, в стране наблюдается существенный рост курильщиков.
И тут возникает резонные вопрос — а кто определял антитабачную политику все эти годы? Окончательные законодательные нормы и правила разрабатывал Минздрав, а принимали депутаты. Но практически все они создавались и принимались с подачи так называемого антитабачного лобби, которое весьма активно в Казахстане. Общественники, по сути, и определяли все стратегии государства в борьбе с курением с 2014 года. Антитабачное лобби представлено в Казахстане несколькими НПО под управлением активистки Джамили Садыковой и включает, например, наиболее известный фонд «Темекісіз».
В частности, фондом «Темекісіз» инициировались неоднократные повышения акцизов на сигареты, которые привели к росту их розничной цены в пять раз и более по сравнению с 2014 годом. Сейчас это привело к неконтролируемому росту контрабанды. Сюда же следует отнести ряд кампаний, демонстрирующих опасные последствия курения на пачках сигарет, а также закон о запрете кальянов, который оказался профанацией: данный запрет не соблюдается практически нигде, зато он привёл только к росту серого рынка кальянов.
Когда год назад ОФ «Стратегия» представил результаты исследования последствий, к которым привел принятый 2019 году запрет на курение кальянов в общественных местах, стало понятно, что непродуманная мера только породила коррупцию, а кальяны как были доступными, так и остались. Опрос «Стратегии» охватил тогда потребителей кальянов в кафе и ресторанах в Алматы и Шымкенте и показал, что в Шымкенте соблюдение запрета нулевое, а в Алматы кальяны оказались доступны в 53,3 процента заведений. Авторы подчеркнули – ограничения лишь спровоцировали коррупцию.
Кафе и рестораны просто повсеместно «договариваются» с проверяющими. Более того, порядка 80 процентов всего кальянного табака ввозится в Казахстан без уплаты акциза в рамках коррупционных схем.
Далее был продавлен запрет вейпов, которые в ряде развитых странах мира считают менее вредной альтернативой сигаретам. За этим не замедлил последовать рост контрафакта и нелегального рынка электронных сигарет, который выявил мониторинг общественных активистов. В частности, мониторинг, проведенный членом Общественного совета Алматы Рафаэлем Гасановым показал, что за последние месяцы основная торговля вейпами переместилась в мессенджеры, такие как Telegram. Только в этом мессенджере более 160 активных каналов предлагают различные модели одноразовых вейпов.
Согласно данным, полученным в ходе мониторинга Гасанова, на рынке продолжают действовать 271 уникальных продавцов, включая интернет-магазины и социальные сети. Наиболее активные каналы продаж сосредоточены в городах Алматы и Астана, где зарегистрировано более 133 и 114 продавцов соответственно. При этом продавцы избегают личных контактов, предпочитая бесконтактные методы доставки, такие как курьерские службы и так называемые «закладки». Не правда ли, очень напоминает распространение наркотиков? При этом в Англии, Швеции, Японии, Новой Зеландии и ряде других стран поддерживают на государственном уровне.
Правоохранительные органы также еженедельно отчитываются о задержаниях в разных частях Казахстана нелегальных торговцев вейпами. Например, в конце октября в Павлодарской области выявлен нелегальный канал распространения опасных электронных сигарет, курительных смесей и жидкостей, общая стоимость которых превысила 100 миллионов тенге. Но и это лишь малая толика от всего теневого объема вейпов. Действия правоохранителей являются реактивными, тогда как нелегальный рынок как гидра - одну голову срубаешь, а на ее месте появляются три новых.
«В последнее время, по наблюдению, происходит взрывной рост оборота нелегальной никотиносодержащей продукции. Наши госорганы ежедневно выявляют как отдельные факты реализации, так и крупные оптовые партии, но создаётся ощущение, что это лишь капля в море. При этом, онлайн растёт торговля вейпами. По нашим прогнозам, в этом году оборот нелегальной никотиносодержащей продукции должен, как минимум, удвоится по сравнению с 2023г. Если говорить о действенных мерах борьбы с контрабандой и контрафактом никотиновых изделий, то нам надо начать с суверенизации нашей политики в отношении их, и не подпускать к влиянию на решения людей, которые не несут перед нашим народом никакой ответственности», говорит исполнительный директор Ассоциации QazSpirits Дмитрий Жуков.
Таким образом, практически все меры, инициированные антитабачниками, начиная с 2014 года, исправно внедрялись, но не дали результатов. И это следует не только из свежих данных Бюро национальной статистики, но и указано в сравнительном отчёте GATS (исследовании, которое регулярно проводится под эгидой Минздрава РК) — «в период с 2014 по 2019 гг. значимых изменений в распространённости потребления табака не наблюдалось».
В недавнем исследовании международного аналитического центра GSGR «Разоблачение табачного дыма: оценка эффективности кампании Bloomberg против табака» упоминается роль активистки Садыковой в создании групп влияния для миллиардера Майкла Блумберга в Казахстане. В 2011 году СМИ писали, что она признала в суде, что получает гранты. По данным GSGR, продолжает их получать по сей день, не раскрывая имён грантодателей.
Похоже, в борьбе с табакокурением государственным органам не стоит полагаться только на инициативы антитабачных общественников. Необходимо в целом пересмотреть свой подход. Зачастую активисты работают в чьих-то интересах и преследуют не те цели, которые декларируют. Ведь если цель – это борьба с курением, то должны быть результаты?
Читайте также:
Ещё один номер для экстренных звонков может появиться в Казахстане
Лента новостей
- Алматинцы пришли на крещенскую службу в храм иконы Божией Матери «Всецарица»
- В Жаркенте мать жестоко избила маленького сына
- Крещение в столице: сотни горожан окунулись в прорубь
- Аномальные морозы ударили по трубам: в Усть-Каменогорске без воды остались тысячи жителей
- Эксперты назвали страну СНГ, где почти не пьют
- Кто съел весь пломбир — в Казахстане резко выросло производство мороженого
- Немецкие военные без объяснений покинули Гренландию
- Тысячи погибших и цифровая блокада: что происходит в Иране
- Кремль учит казахский. Бажкенова осталась без адвоката. Токаев ставит карты на экономику
- Таджикские пограничники ликвидировали четырёх вооружённых боевиков из Афганистана
- «Мир» за миллиард: Трамп собирает собственный совет
- Казахстанский цифровой проект победил на международном конкурсе
- Восемь человек погибли из-за схода лавин в Австрии
- «Гренландия не продаётся»: против планов США на улицы вышли тысячи людей
- В Казахстане вступил в силу закон об искусственном интеллекте
- Мороз и снег — прогноз погоды на 18 января
- США вводят новые пошлины против восьми стран Европы из-за Гренландии
- Маск подал в суд на OpenAI и Microsoft, требуя 134 млрд долларов
- Из-за погоды в аэропорту Алматы задерживают рейсы
- Не только прожиточный минимум: как теперь будут измерять бедность в Казахстане



