Блокировки соцсетей в России: станет ли Казахстан запасной площадкой для блогеров

cover

Редактор Orda.kz разбирался, как ситуация с блокировкой Instagram в России отразится на казахстанском рынке социальных сетей.

Блокировка

В ночь с 13 на 14 марта в России была заблокирована работа социальной сети Instagram. Российская аудитория приложения на тот момент составляла 80 миллионов пользователей. Предвидя такую ситуацию на фоне нарастающих санкций США против России, пользователи начали активно переносить контент и приглашать подписчиков в свои аккаунты на других площадках – Telegram, вКонтакте, Одноклассники, Дзен. 16 марта российское правительство анонсировало разработку и запуск аналога Instagram – сети Россграм. Она должна будет заменить популярную среди блогеров площадку. Ее запуск был запланирован на 28 марта, но сеть до сих пор не заработала.

Несмотря на то, что идёт активное замещение приложения компании Meta другими российскими сервисами, уровень подписчиков в новых аккаунтах популярных блогеров растет медленно. Ситуация с блокировкой может подтолкнуть российских блогеров обратить внимание на казахстанский рынок, учитывая, что аудитория Казахстана в Instagram активно следит за ними, берёт идеи на вооружение и пользуется их услугами.

Блогеры не против

Казахстанские блогеры не считают, что данная ситуация негативно скажется на отечественном рынке. Они с пониманием относятся к такому развитию событий и, возможно, в теории данная ситуация сможет простимулировать развитие казахстанской блогосферы и даже вывести её на более качественный уровень.

Диана Снегина, радиоведущая, казахстанский блогер:

«В Instagram уже появились пометки, что посты, продвижение которых оплачено рублями, блокируются. Я считаю, что возможность выхода блогеров России на наш рынок положительно повлияет на казахстанский сегмент Instagram. Есть вероятность, что российские рекламодатели выйдут на нашу блогосферу. Не думаю, что в этой ситуации российские блогеры займут какой-то большой сегмент, потому что казахстанцы, в большинстве своем, патриоты и поддерживают отечественные бренды. Считаю, что данная ситуация не грозит нам какими-то глобальными потерями».

Блогер Александр Цой не видит опасности для казахстанского инстаграм-рынка.

«Я не вижу в этом ничего страшного, так как рынок весьма обширен и разнообразен. Проще говоря, места хватит всем. Мало того, считаю, что здоровая конкуренция может помочь в улучшении качества Instagram-контента».

Александр Цой. Фото с личной страницы facebook

Дмитрий Куцель, фудблогер, автор проекта о казахстанской кухне «Шаңырақ FooD»:

«В целом, российских блогеров и так смотрит наша аудитория, поэтому они уже занимают сегмент нашего рынка. Думаю, что для того, чтобы серьёзно привлечь какой-то пласт казахстанской аудитории, российским блогерам для этого нужно переехать в Казахстан. Если они решат приехать и остаться работать здесь, то почему бы и нет, здоровая конкуренция – это всегда хорошо. Если судить по трендам, то в Tik Tok их задают, как правило, российские блогеры, а наши их подхватывают".

Дмитрий считает, что возможное сотрудничество лидеров мнений пойдет на пользу всем.

"Будет интересно, в теории, посмотреть на коллаборации казахстанских блогеров и российских. Думаю, это поможет им узнать поближе нашу ментальность, культуру. В целом, не вижу тут ничего плохого, наоборот, это может быть полезным казахстанскому рынку. Я бы сам с удовольствием посотрудничал с кем-нибудь из российских инстаграм-блогеров, особенно из кулинарных».

Дмитрий Куцель. Фото с личной страницы facebook

Медиа-агентство Qamalladin Media, с которым сотрудничают такие популярные казахстанские инстаграм-блогеры, как Биржан Ашим, Нурбиби Нуркадилова, Биназир Ермаганбетова отказалось комментировать данную ситуацию. При этом уточнили, что смогут озвучить свою позицию в мае текущего года.

Конкуренция должна быть здоровой

Менеджер алматинского пиар-агентства Карина Космос считает, что таргетинг российских блогеров на казахстанский сегмент рынка в Instagram сможет помешать локальным микроблогерам развиваться.

«Если российские блогеры привлекут львиную долю нашей аудитории, это, на мой взгляд, негативно отразится на нашем инстаграм-рынке. Казахстанские блогеры пока не выросли до уровня российских по числу подписчиков и охвату, так как в России, в целом, на рекламу тратятся в разы большие суммы, чем в Казахстане. Будет несправедливо, если у наших микроблогеров с подписчиками от 10 000 до 50 000, которые стараются занять свою нишу на рынке, переманят аудиторию российские проплаченные блогеры с намного большим охватом и числом подписчиков», – отметила она.

Карина Космос. Фото с личной страницы facebook

Карина также уточняет, что наличие казахстанской аудитории у блогеров из России дает им возможность нацеливаться на инстаграм-рынок РК.

«Положение российских блогеров объяснимо: из-за блокировки Instagram в России они пытаются найти аналогичную площадку для работы. Кто-то из них упоминал, что его аудитория находится в том числе и в Казахстане. Это и даёт возможность некоторым международным брендам таргетироваться на казахстанскую аудиторию через российских представителей. А отечественные бренды не получат такой же охват через наших блогеров по сравнению с российскими. Да, наш рынок должен стать конкурентоспособным, но постепенно, и не в сравнении с теми, у кого сотни тысяч подписчиков», – рассказала она.

Специалист отмечает, что некоторые российские блогеры грешат продвижением негативного контента.

«Если говорить о стилистике контента, то мне не всегда нравится, какие идеи продвигают лидеры мнений из России, к примеру, тот же скандальный Михаил Литвин. Часто вижу в сети, как наши пытаются повторить различные провокационные вещи, которые делают зарубежные блогеры, в том числе и российские – гонки по встречной, жестокие пранки (розыгрыши – прим. ред.) с незнакомыми людьми в общественных местах и т.д. Это пагубное влияние на аудиторию, и мне не хочется, чтобы такой контент наводнил казахстанское инфополе в соцсетях».

Карина Космос также отмечает, что ей нравятся блогеры, которые создают позитивный контент.

«Мне очень импонируют наши блогеры, которые, в основной массе, транслируют тезисы общечеловеческих, семейных ценностей, здорового отношения друг к другу, к воспитанию детей и т.д. Я за здоровую конкуренцию и за качественный контент, который не настраивает на агрессию, а несёт пользу и позитив», – поделилась она.

Российский информационный портал «Известия» сообщает, что за минувший месяц из-за блокировок приложений Meta блогеры в России, которые пользовались Instagram, You Tube, Tik Tok, Twich потеряли около 80% своего дохода. Несмотря на активные призывы перемещаться на другие площадки, всего 10% подписчиков перешли туда за инфлюенсерами. Как правило, это самая лояльная аудитория. Специалисты в сфере маркетинга также поделились с изданием, что если аудитория блогеров рано или поздно вырастет на других платформах, то уровень их доходов не скоро восстановится. Многие компании урезают бюджеты на рекламу, которые как раз составляли большую часть прибыли блогеров.

Блокировка самой популярной среди блогеров России площадки вызвала огромный спрос на аналогичные сервисы. Это простимулирует уже существующие приложения улучшить свои параметры, либо даст импульс созданию платформы-аналога. А пока есть вероятность, что российские блогеры могут занять нишу на казахстанском инстаграм-рынке.


Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.


Лента новостей

все новости