Бизнесмены раскритиковали поправки, ужесточающие налоговый режим

cover Источник фото: pixabay

11 июня в сенат поступил одобренный мажилисом законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс. Предприниматели выступили на площадке НПП «Атамекен» с критикой вносимых поправок, которые отменяют налоговые льготы по дивидендам, вводят дополнительные обязательные пенсионные взносы работодателей и увеличивают срок уплаты налога на реализацию импортируемых товаров. Предприниматели также попросили обратить внимание на то, что мажилис не включил в законопроект пункты о возмещении ущерба крупного бизнеса после январских событий.

11 июня этого года в сенат парламента поступил одобренный мажилисом во втором чтении законопроект, предусматривающий внесение изменений и дополнений в Налоговый кодекс РК. Это будет уже 48-й набор поправок в Налоговый кодекс за четыре с половиной года с момента его принятия.

Одно из наиболее важных изменений, предусмотренных этим законопроектом, – отмена налоговой льготы для физических лиц по дивидендам.

Поправка №1: налогообложение дивидендов

Как сейчасКак будет
Нет налога на дивидендыесли предприниматель владеет компанией более 3 лет если размер дивидендов в пределах 30 тысяч МРП (91,89 млн тенге)
Есть налог на дивиденды5% при владении компанией менее 3 лет 10%, при размере дивидендов более 30 тысяч МРП

Эксперты рассказали, что предлагаемый вид налогообложения увеличит налоговую нагрузку, спровоцирует сокрытие доходов, демотивирует предпринимателей зарабатывать и повлечёт за собой отток инвестиций.

Елена Тюрейкина, партнёр адвокатской конторы Sayat Zholshy & Partners, отметила, что эти изменения были предложены без какой-либо аргументации, анализа эффекта, который будет достигнут от этих изменений, а наоборот, прослеживается «только единственная цель – необходимость пополнения бюджета».

«На сайте министерства национальной экономики размещён консультативный документ регуляторной политики к законопроекту. В соответствии с ним, по мнению разработчика, отмена льгот по дивидендам и обложение их по единой ставке не несёт в себе никаких негативных последствий, однако в качестве положительных последствий прямо упоминаются «дополнительные поступления в бюджет». Причём ожидаемый результат от дополнительных поступлений в бюджет был просчитан в размере 150 млрд тенге за первый год после принятия изменений и 300 млрд тенге за каждые последующие четыре года. Откуда взяты эти цифры и как они были рассчитаны – остаётся загадкой», – говорит Тюрейкина.

Елена Тюрейкина

Айтуар Кошмамбетов, Жанар Курабаева, Сабит Аманбаев, Елена Тюрейкина. Фото: НПП "Атамекен"

Максим Барышев, председатель Регионального совета палаты предпринимателей Алматы, рассказал, почему налог на дивиденды является примером двойного налогообложения. Поправки будут способствовать дроблению бизнеса и сокращению его развития, отметил он:

«При получении дохода предприниматели уже уплачивают корпоративный подоходный налог по ставке 20%. Только после этого распределяют чистую прибыль после налогообложения путём выплаты дивидендов. Но, согласно предлагаемым правкам в Налоговый кодекс, полученные дивиденды будут снова подлежать обложению. Фактически это двойное налогообложение. По сути, средний и крупный бизнес будет платить 30% налога. Эта ставка гораздо выше среднемировой».

Максим Барышев

Барышев предлагает отменить поправки, вносящие дополнительные налоги, создать понятный Налоговый кодекс и прекратить внесение изменений в Налоговый кодекс как минимум на три года. В качестве примера спикер привёл опыт стран, которые развивались по модели «догоняющего развития»:

«Например, в Гонконге налога на дивиденды нет. Подоходный налог взимается только с прибыли, полученной от торговли или профессиональной деятельности, которую вели на территории Гонконга. Сингапур – здесь налог с дивидендов не платят ни физические, ни юридические лица. Они платят лишь налог на доход, полученный на территории страны».

Максим Барышев

Поправка №2: введение обязательных пенсионных взносов работодателей

Максим Барышев отметил ещё одну проблему вносимых поправок: планируемое в 2023 году введение 5%-ных обязательных пенсионных взносов работодателей (ОПВР) в ЕНПФ. Эти взносы хотели ввести ещё в 2019 году, но тогда предпринимателям удалось добиться их переноса на 2023 год.

С заработной платы в Казахстане сейчас платятся шесть различных налогов и платежей. А именно:

  • пенсионные взносы (10%)
  • индивидуальный подоходный налог (10%)
  • социальный налог (9,5% минус социальные отчисления)
  • социальные отчисления (3,5%)
  • отчисления на медстрахование (ОСМС) (3%)
  • взносы на медстрахование (ВОСМС) (2%).

Если в 2023 году добавятся ещё обязательные пенсионные взносы работодателя ОПВР (5%), то налоговые выплаты составят 41% от фонда оплаты труда.

Таким образом, на работодателей полностью ложится ответственность за пенсионное обеспечение граждан республики.

По мнению Максима Барышева, введение ОПВР «вынудит добросовестных предпринимателей выдавать заработную плату «в конвертах», искать иные способы оптимизации расходов, приведёт к оттоку бизнеса в тень».

Поправка №3: налог на использование импортируемых товаров

Жанар Курабаева, генеральный директор ТОО «Фирма «Тигрохауд», отметила ещё один проблемный пункт для предпринимателей: они должны будут уплачивать НДС на использование импортируемых товаров в течение пяти лет. Сейчас предприниматели уплачивают налог только в течение первых трёх лет. При этом для многих отраслей вопрос износа оборудования после пяти лет может даже не стоять, например, в строительной сфере или транспортном бизнесе. Помимо налоговой нагрузки, эти нормы будут мешать своевременной модернизации оборудования компаний.

«Эти поправки вызвали широкий резонанс и противоречат программам поддержки предпринимательства. Просим приостановить принятие указанных поправок и провести отдельное заседание парламентских слушаний или рабочих групп с учётом мнения экспертов и бизнеса. Поправки недоработаны, их принятие было преждевременным», – заявила Жанар Курабаева.

Жанар Курабаева

Мажилис не принял поправку о возмещении ущерба крупного предпринимательства после январских событий

Айтуар Кошмамбетов, директор Палаты предпринимателей Алматы, отметил, что бизнесмены полгода работали над внесением пункта о возмещении ущерба крупного бизнеса во время январских событий, но в последний момент пункт из законопроекта убрали.

По данным НПП «Атамекен», ущерб крупного бизнеса составил около 100 млрд тенге, при этом из 65 пострадавших предпринимателей 53 находятся в Алматы. Это крупные торговые сети, торговые дома, банки второго уровня. В рамках проекта законодательства рассматривалась возможность частично возместить их ущерб путём зачёта корпоративного подоходного налога до 50%.

НПП «Атамекен» создала рабочую группу совместно с министерством национальной экономики, после этого пункт рассматривался в мажилисе, но во время второго чтения вопрос сняли как недоработанный.

«Мы считаем, что это неправильно. Был избран определённый вектор, проведена работа, а в последний момент всё отменили. Мы воспринимаем это как неисполнение поручения главы государства. Крупный бизнес уплачивает налоги, создаёт рабочие места и даже влияет на развитие МСБ», – отметил Айтуар Кошмамбетов.

Айтуар Кошмамбетов

Предприниматели попросили обратить внимание общественности на это, так как невыплата компенсаций крупным предприятиям негативно отразится на всех участниках рынка.

Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.

Лента новостей

все новости