Пандемия коронавируса, локдауны и карантин привели не только к закрытию и падению доходов малого и среднего бизнеса. Некоторые компании оказались даже в выигрыше. О том, как бизнес переживает карантин, рассказывает ORDA.

Согласно данным Комитета государственных доходов министерства финансов с января по конец сентября 2020 года:

Бизнес в пандемию: пан или пропал?
Бизнес в пандемию: пан или пропал?
Бизнес в пандемию: пан или пропал?

Консалтинговое агентство – в карантин доходы выросли в два раза

Консалтинговое агентство ТОО А-Solitions Group во время пандемии выросло в три раза. В январе 2020 года компания запустила направление «автоматизация бизнеса». И когда все перешли на удаленку, услуги фирмы оказались невероятно востребованные.

Директор агентства Назим Садыков рассказал о развитии компании в эпоху коронавируса.

«С карантином поток клиентов у нас вырос в два раза, вырос и средний чек. Люди заказывали у нас комплекс услуг – подключение телефонии, мессенджеров, Битрикс. Штат компании увеличился с 5 человек до 11».

Назым отметил, что консалтинговые проекты долгосрочные, поэтому это направление пострадало лишь отчасти. Многие компании, на время отказавшись от консалтинговых услуг, сейчас вернулись к сотрудничеству.

«Карантин научил нас, что есть много событий, на которые мы не можем влиять. Изменения в природе и в нашей жизни не бывают абсолютно негативными, нужно лишь уметь к ним адаптироваться».

Бутики одежды в Кокшетау – доходы упали на 80%

Торговая точка «Леди Грант» существует уже 15 лет, одежду заказывают из Турции. Второй бутик открылся шесть лет назад в торговом доме «Satti», но теперь владелица планирует его закрыть.

«Наш отдел перестал приносить прибыль, даже на аренду с трудом наскребаем. Постоянные клиенты ходят к нам, но платежеспособность упала, нам приходится делать распродажи, чтобы хоть как-то выжить. Приезжих из близлежащих городов и туристов нет, город закрыт на карантин. В ближайшем будущем мы либо совсем закроемся, либо переедем в более проходное место, в помещение с меньшей квадратурой», – рассказывает продавец Мария.


Детский центр и детский сад – к декабрю вернулись на 70% прежнего дохода

Детский центр «BRAVO» на рынке 10 лет. В первые месяцы пандемии бизнес потерял 80% прибыли, к лету вернулись к 50% от прежнего объема, к декабрю – на 70%. Директор «Браво» Екатерина Крашенинникова рассказала, что дети начинают возвращаться только сейчас.

Бизнес в пандемию: пан или пропал?

«Мы пережили этот период, благодаря преподавателям – их любят и ценят наши постоянные клиенты, к ним хотят ходить. То, что мы нарабатывали годами, принесло свои плоды. Конечно, детские сады с государственной поддержкой лучше застрахованы на случай форс-мажоров».

Крашенинникова отметила, что центр попробовал работать в онлайн-формате, но для дошкольного образования он не подходит: родители не готовы платить за онлайн-занятия, внимание маленьких детей слишком сложно удержать.

Салон красоты – доходы остались на том же уровне


Салон красоты Frank Provost – это французская франшиза премиум-класса. Директор салона Ольга Омашева рассказала, как салон смог пережить пандемию.

«В начале карантина мы боялись, что не удержимся, но пандемия стала для нас пинком. Мы составили свой «план Барбаросса» – сфокусировались на продажах европейской косметики в онлайне, развозили заказы с помощью Яндекс-такси».

Ольга отметила, что большую часть косметики салон  получил до карантина, но один тяжеловесный груз, который шел по земле, едва не застрял на границе.

«Тогда в Европе были километровые очереди на границах, и мои логисты приняли экстренное решение: доставить груз самолетом. Это было очень дорого, но оказалось, что это было лучшее решение: многие грузы оказались потеряны, некоторые компании до сих пор ведут судебные разбирательства».

Бизнес в пандемию: пан или пропал?

Директор салона рассказала, что они потеряли 30-35% клиентов. Их состав также изменился: многие уехали за рубеж, а взамен пришли нувориши, разбогатевшие во время пандемии. Многие, не стесняясь, говорят, что теперь оглядываются на кошелек. Ольга отметила, что головной офис не сразу разрешил снизить выплаты по франшизе, однако позже пошел навстречу. Карантин также изменил мышление директора салона: впервые она решила сдавать кабинеты в аренду.

«В сегодняшних условиях каждый метр в салоне должен приносить прибыль».

Коммуникационное агентство – выросли в три раза

Коммуникационное агентство The Future Company занимается брендингом, созданием сайтов и PR-компаний, а также рекламой в Интернете. Сооснователь и директор Мухамеджан Досмухамбет рассказал, как агентство переживало пандемию.

«В первые три месяца пандемии каждую неделю один из наших партнеров закрывался. Но мы решили, что рынок еще вернется, и на время карантина взяли паузу, чтобы оптимизироваться. Мы провели колоссальную работу внутри компании, оцифровали 70% всех процессов. Но мы поняли, что на удаленке сильно страдает корпоративная культура, поэтому вернулись в офис».

Бизнес в пандемию: пан или пропал?

Агентство решило улучшать качество и не снижать стоимость услуг. Также компания постаралась не терять умы, но все же дважды провела сокращения.

«Мы планировали в этом году вырасти в пять раз, но к декабрю выросли в три раза относительно карантинных показателей. Поток клиентов не изменился, но изменилось отношение – люди сильно экономят. Мы не подошли рынку по ценовой политике, поэтому решили пойти выше: из малого бизнеса – в средний и крупный.

С сентября по февраль – это наше «окошко для роста».

Фитнес-клуб – доходы упали на 40%

Фитнес-клуб Kazfitness заморозил абонементы на период карантина. Однако аренду и коммунальные услуги клубу пришлось платить из ранее заработанных денег – тех, что планировали потратить на покупку новых тренажеров.

Бизнес в пандемию: пан или пропал?

«Весной и перед Новым годом у нас самые активные периоды. Перед карантином к нам ходило порядка 450 человек. Летом примерно 30% из них пришли, чтобы использовать свои абонементы. Конечно, пережить этот период мы смогли благодаря постоянным клиентам».

Директор фитнес-клуба Михаил Плохотников отметил, что сейчас люди не хотят брать абонементы – боятся, что снова все закроют. Многие планируют прийти после Нового года. К осени клуб стал работать лишь на 45% от того, что было в прошлом году.

Туристическая фирма – доходы упали на 80%

В одной из туристических фирм Алматы нам рассказали, что их доходы упали на 80%, причем не только из-за закрытых границ и недоступности авиарейсов, но и из-за нежелания самих клиентов.

«Нам пришлось искать новые рынки, новые отели, чтобы сохранить клиентов. Хорошие, доверительные отношения с постоянными клиентами помогли нам выжить в это время. Также развивали внутренний туризм, очень много людей отправляли на Алаколь, на горячие источники».

Бизнес в пандемию: пан или пропал?

В турфирме отметили, что не только сотрудники адаптировались к онлайн-работе, но и даже самые консервативные клиенты стали заказывать услуги онлайн. Тем не менее, компании пришлось сократить нескольких сотрудников.

«Мы не повышали цены на свои услуги, но путевки подорожали. Люди все равно летали отдыхать, в основном, в Эмираты, в Египет.

В целом, мы поняли, что и это мы переживем».

Финансист Расул Рысмамбетов прокомментировал последствия пандемии для казахстанской экономики и бизнеса:

«Пандемия в первую очередь ударила по доходам граждан. А когда люди бедные, они не покупают, страдает весь бизнес. Больше всего, конечно, упала торговля, хорека – рестораны, гостиницы. Из-за падения цен на нефть просело недропользование, увеличилась задолженность государства».

Рысмамбетов уверен, что если карантин не будут ужесточать, то бизнес постепенно восстановится.

«Мы сейчас не на дне, но близки ко дну. Надеюсь, к осени 2021 оборот наберется, а к 2022 году вернется к изначальным объемам. Сейчас государству нужно поднапрячься, чтобы социальный сектор не просел, ведь налоги сократились. В 2021 году из Национального фонда государство планирует изъять на социальное обеспечение отдельных категорий граждан и их сопровождение по выплате».

Примечательно, что согласно данным Forbes, совокупное состояние казахстанского топ-50 снизилось на $3,62 млрд. Среднее состояние 50 богатейших людей Казахстана составило $501,7 млн, снизившись по сравнению с предыдущим рейтингом на $72,3 млн. Таким образом, пандемия и падение цен на сырье отбросили крупный казахстанский бизнес на пять лет назад, когда совокупное состояние топ-50 равнялось $25,52 млрд.

Кроме того, в казахстанский рейтинг Forbes «50 самых влиятельных бизнесменов» вошли бенефициары пандемии коронавируса – владелец крупнейшей сети аптек Europharma Кайрат Итемгенов (38 место) и основатель сети клинико-диагностических лабораторий «Олимп» Ерлан Сулейменов (48 место).

Поделиться: