«Белфаст»: Кеннет Брана снял свой «Амаркорд»

cover

Приближается главная кинопремия в мире – «Оскар». Церемония вручения наград состоится 27 марта 2022 года, номинантов объявят 8 февраля. И вот уже ведущие западные киноиздания публикуют списки тех фильмов, которые, скорее всего, окажутся среди фаворитов. В их числе ставшая доступной в Интернете ностальгическая драма Кеннета Браны «Белфаст», считающаяся одним из основных претендентов на главный «Оскар».

И после просмотра я обеими руками за то, чтобы «Белфаст» стал лучшим фильмом, поскольку это безупречное во всех отношениях кино: искреннее, глубоко лиричное, визуально исключительно смелое, стильное и наполненное.

Начинала я его смотреть в предубеждениях, памятуя о «Джеке Райане: теории хаоса» и «Убийстве в Восточном экспрессе» – предыдущих сомнительных опусах Браны, чьи лучшие дни как режиссёра, казалось, остались в прошлом. Однако с первой же сцены стало понятно, что «Белфаст» – образчик по-настоящему прекрасного кино.

Наверное, каждый режиссёр в какой-то момент испытывает тягу вернуться в своё детство и воссоздать на экране начало своей жизни, своего сознания, понимания окружающего мира и появление первых чувств и стремлений. Кеннет Брана, видимо, долгое время вынашивал идею и готовился к этому очень важному для себя фильму – о детстве, родных и друзьях в родном Белфасте, о трудностях социального и политического толка, что вынудили его семью перебраться из Северной Ирландии в Англию.

В «Белфасте» мы смотрим на мир глазами самого Браны в 1969 году – глазами 9-летнего мальчика, отец которого почти не бывает дома, поскольку в родном городе нет работы, мать делает всё возможное, чтобы поднять на ноги двух детей, а вокруг – яростные уличные войны католиков и протестантов.

За что надо отдать должное Бране – за то, насколько точно и верно ему удалось передать ускользающую, зыбкую, ностальгическую природу детских воспоминаний человека, сам феномен детского восприятия мира. С одной стороны, вроде бы столько всего страшного и пугающего происходит вокруг, но в то же время для ребёнка даже самое жуткое не является концом света, в его восприятии жизни нет катастрофичности.

Конфликты и беспорядки соседствуют с первой детской любовью, ссоры родителей и безденежье – с дружбой и весёлыми проделками, страх и грусть мгновенно сменяются радостью и теплом.

Визуально «Белфаст» также отражает эту особенность воспоминаний детства – весь фильм чёрно-белый, и только особо яркие, врезавшиеся в память мальчика моменты – вроде похода с семьёй в кино – показаны (как и запомнились ему) в цвете.

Мальчик любит кино. Он вырастет и станет актёром и режиссёром, но пока об этом не знает...

Лента новостей

все новости