Бей посуду – я плачу: должен ли гость ресторану за разбитые тарелки

Эксперты рассказали Orda.kz, кто и сколько должен платить в общепите за разбитую посуду, и можно ли этого не делать
В меню кафе и ресторанов, помимо описания блюд, есть любопытный пункт, который может отбить аппетит. А именно – расценки за причинение ущерба заведению. В это список могут включать что угодно – от погнутой вилки до битой посуды и сломанной мебели. И зачастую указанная стоимость гораздо выше реальной цены.
Что же делать, если семейный ужин или посиделки с друзьями пошли не по сценарию, кто действительно должен платить за упавшую чашку и стоит ли обращаться в суд, разбирался корреспондент Оrda.kz.
Спорные ситуации, связанные с куплей-продажей, регламентирует ст. 411 Гражданского кодекса РК «Переход риска случайной гибели товара». Согласно ей, покупатель не несёт ответственность за товар, пока не оплатил его на кассе. Однако, заведения общепита относятся не к торговле, а к сфере услуг, и здесь всё устроено немного иначе.
Юрист Сергей Уткин рассуждает о правовой и нравственной сторонах вопроса:
“Гражданское законодательство обязывает возместить ущерб виновного, причём нет никакой разницы, умышленно он его причинил или нет. В первом варианте дополнительно может возникнуть административная или уголовная ответственность, а гражданско-правовая (имущественная) возникает в любом случае”.
Говоря проще, по закону за разбитые чашки и тарелки заплатить придется. Вопрос – сколько.
И здесь интересно, потому что иногда заведения оценивают свою посуду в разы дороже.
Согласно прейскурантам на одном из ресторанных агрегаторов, за разбитые бокалы, фужеры и кружки из стекла придётся выложить от полутора до пяти тысяч тенге. Испорченный чайник или графин обойдется от трёх до шести тысяч. Тарелки оценивают от пяти тысяч. Дороже всех – разбить кальян. Здесь придется раскошелиться на 20 и более тысяч тенге, в зависимости от статуса заведения или самомнения его владельцев.
Незаконность завышения цен разъясняет президент ассоциации потребителей Казахстана Жаслан Айтмаганбетов. По его словам, причинённый ущерб должен рассчитываться исходя из средней стоимости конкретного товара. Но тут же на простом примере показывает, что никто не готов за это судиться:
“Предположим, я разбил в ресторане тарелку. Мне предъявляют счёт, а я отказываюсь платить, говорю: подавайте в суд. В этом случае администратор заведения может вызвать полицию. И здесь важно понимать, что такие дела не входят в сферу правоохранительных органов. Они могут только зафиксировать факт. Далее – вопросы цены. К примеру, тарелка стоила 500 тенге, и даже если в прайсе заведения её стоимость указана в два раза больше, как вы думаете, есть ли смысл заведению судиться с клиентом ради такой суммы?».
Эксперт поясняет, что по закону взыскать с клиента моральный ущерб предприниматель не может. Нет по закону такой возможности. Да и потом, если идти в суд, то нужно учитывать траты на адвоката, услуги которого будут составлять минимум 10% от суммы иска.
«Адвокаты за это не возьмутся. Да и ни один предприниматель не станет этим заниматься. Даже если я перебью 15 тарелок и буду должен заведению пять тысяч тенге, никто со мной судиться не станет», – считает Айтмаганбетов.
Он отмечает, что в случае отказа оплачивать счёт за разбитую посуду, клиенты могут столкнуться с моральным давлением. Да и в целом, люди просто боятся слова “суд”. И не важно, какая из сторон грозит другой судебным разбирательством. В любом случае, процесс не стоит результата и не выгоден обоим, поэтому лучше одновременно действовать по закону и договариваться полюбовно.
С бессмысленностью бюрократической волокиты согласен и юрист Уткин :
“Можно отказаться оплачивать завышенный ущерб, и в суде доказывать сумму ущерба реального, но стоит ли эта мелочь затраченного времени и сил на судебные разбирательства? Кроме того, стоимость битой посуды, указанная в меню, с юридической точки зрения означает оферту (предложение), а заказ клиента в заведении – акцепт (согласие). Поэтому в данном случае суд может встать на сторону заведения, так как клиент изначально согласился с условиями, отраженными в меню”.
Автор: Юрий Нижегородский
Лента новостей
- Air Astana продлила отмену рейсов на Ближний Восток
- В Elmedia заявили о давлении по делу Обуховского ГОКа
- «В семье закладываются корни убеждений»: глава МВД рассказал, как перевоспитать казахстанцев
- SCAT прорвался в закрытое небо Ирана? Ответ авиакомпании
- «Офшорный рай для олигархов»: почему у Казахстана претензии к МФЦА?
- Цифровой вассалитет: Китай и Россия бьются за контроль над казахстанской Сетью
- Будут ли переселять в Казахстан беженцев из сектора Газа?
- «Хоть 10 миллиардов людей собери»: в Алматы обманутые на миллионы жители собрались перед судом
- МИД РК опроверг заявления о запуске дронов из Казахстана в сторону России
- «Это наша головная боль»: МИД призвал казахстанцев отказаться от поездок на Ближний Восток
- Байконур открывают для стартапов из Германии, Индии и Китая
- Иностранные силовики помогут Казахстану отследить деньги олигархов
- Азербайджану предложили построить санаторий на Алаколе
- Forte получил международную награду как лучший коммерческий банк Казахстана
- Спрятал миллиарды на жену: Антикор конфисковал имущество беглого казахстанца
- Арендодатели квартир в Алматы будут платить больше налогов
- Бывшую высокопоставленную судью ищет Антикор
- Дыхание севера: дожди и грозы обрушатся на Казахстан
- Жителя Атырау избили до полусмерти на глазах у детей из-за долга в 30 тысяч тенге
- Jusan Bank в Казахстане больше не существует