Бей посуду – я плачу: должен ли гость ресторану за разбитые тарелки
Эксперты рассказали Orda.kz, кто и сколько должен платить в общепите за разбитую посуду, и можно ли этого не делать
В меню кафе и ресторанов, помимо описания блюд, есть любопытный пункт, который может отбить аппетит. А именно – расценки за причинение ущерба заведению. В это список могут включать что угодно – от погнутой вилки до битой посуды и сломанной мебели. И зачастую указанная стоимость гораздо выше реальной цены.
Что же делать, если семейный ужин или посиделки с друзьями пошли не по сценарию, кто действительно должен платить за упавшую чашку и стоит ли обращаться в суд, разбирался корреспондент Оrda.kz.
Спорные ситуации, связанные с куплей-продажей, регламентирует ст. 411 Гражданского кодекса РК «Переход риска случайной гибели товара». Согласно ей, покупатель не несёт ответственность за товар, пока не оплатил его на кассе. Однако, заведения общепита относятся не к торговле, а к сфере услуг, и здесь всё устроено немного иначе.
Юрист Сергей Уткин рассуждает о правовой и нравственной сторонах вопроса:
“Гражданское законодательство обязывает возместить ущерб виновного, причём нет никакой разницы, умышленно он его причинил или нет. В первом варианте дополнительно может возникнуть административная или уголовная ответственность, а гражданско-правовая (имущественная) возникает в любом случае”.
Говоря проще, по закону за разбитые чашки и тарелки заплатить придется. Вопрос – сколько.
И здесь интересно, потому что иногда заведения оценивают свою посуду в разы дороже.
Согласно прейскурантам на одном из ресторанных агрегаторов, за разбитые бокалы, фужеры и кружки из стекла придётся выложить от полутора до пяти тысяч тенге. Испорченный чайник или графин обойдется от трёх до шести тысяч. Тарелки оценивают от пяти тысяч. Дороже всех – разбить кальян. Здесь придется раскошелиться на 20 и более тысяч тенге, в зависимости от статуса заведения или самомнения его владельцев.
Незаконность завышения цен разъясняет президент ассоциации потребителей Казахстана Жаслан Айтмаганбетов. По его словам, причинённый ущерб должен рассчитываться исходя из средней стоимости конкретного товара. Но тут же на простом примере показывает, что никто не готов за это судиться:
“Предположим, я разбил в ресторане тарелку. Мне предъявляют счёт, а я отказываюсь платить, говорю: подавайте в суд. В этом случае администратор заведения может вызвать полицию. И здесь важно понимать, что такие дела не входят в сферу правоохранительных органов. Они могут только зафиксировать факт. Далее – вопросы цены. К примеру, тарелка стоила 500 тенге, и даже если в прайсе заведения её стоимость указана в два раза больше, как вы думаете, есть ли смысл заведению судиться с клиентом ради такой суммы?».
Эксперт поясняет, что по закону взыскать с клиента моральный ущерб предприниматель не может. Нет по закону такой возможности. Да и потом, если идти в суд, то нужно учитывать траты на адвоката, услуги которого будут составлять минимум 10% от суммы иска.
«Адвокаты за это не возьмутся. Да и ни один предприниматель не станет этим заниматься. Даже если я перебью 15 тарелок и буду должен заведению пять тысяч тенге, никто со мной судиться не станет», – считает Айтмаганбетов.
Он отмечает, что в случае отказа оплачивать счёт за разбитую посуду, клиенты могут столкнуться с моральным давлением. Да и в целом, люди просто боятся слова “суд”. И не важно, какая из сторон грозит другой судебным разбирательством. В любом случае, процесс не стоит результата и не выгоден обоим, поэтому лучше одновременно действовать по закону и договариваться полюбовно.
С бессмысленностью бюрократической волокиты согласен и юрист Уткин :
“Можно отказаться оплачивать завышенный ущерб, и в суде доказывать сумму ущерба реального, но стоит ли эта мелочь затраченного времени и сил на судебные разбирательства? Кроме того, стоимость битой посуды, указанная в меню, с юридической точки зрения означает оферту (предложение), а заказ клиента в заведении – акцепт (согласие). Поэтому в данном случае суд может встать на сторону заведения, так как клиент изначально согласился с условиями, отраженными в меню”.
Автор: Юрий Нижегородский
Лента новостей
- Спроса нет: в Шымкенте резко подорожало мясо
- «Менты вывезут за город, обчистят и выкинут»: куда бездомные пропадают с улиц Астаны
- Появится ли в Казахстане новый мобильный оператор — ответ Минцифры
- Минторговли: средняя цена на картофель по Казахстану — 322 тенге
- Теракт в Тель-Авиве: мигрант с ножом напал на людей
- Метель и гололёд: прогноз погоды на 22 января
- В Карагандинской области на трассах скопилось больше тысячи машин
- Непогода разбушевалась: в Акмолинской области ограничено движение на 10 дорогах
- «Йоу Орыстар, это гон пьяных мальчиков»: кто автор скандального трека и грозит ли статья всем, кто его исполняет
- «Элементарная человеческая психология»: в Союзе картофелеводов и овощеводов Казахстана объяснили, почему выросла цена на картофель
- Два казахстанских банка приостановили выдачу платёжных карт иностранцам
- За плевок в аэропорту гражданина Китая оштрафовали и сняли с рейса
- Суд оштрафовал активистку Акмарал Джакибаеву за одиночный пикет в поддержку Темирлана Енсебека
- Шорт-лист компаний для строительства АЭС в Казахстане опубликовало Минэнерго
- Дело Шерзата Полата: полиция завершила досудебное расследование
- Погибшему паралимпийцу Нышану Омирали по закону не могут выплатить призовые, но в министерстве ищут варианты
- Криминальная банда годами держала в страхе бизнесменов на юге Казахстана
- Массовое отравление детей в Мангистау: работниц школьной столовой осудили за поддельные медкнижки
- Казахстанцев среди жертв пожара в Турции предварительно нет — МИД РК
- 19-летний парень покончил с собой в стрелковом клубе Астаны