Азиада-2023: знамя казахстанского спорта всё ниже

cover Фото Сали Сабирова, olympic.kz

Завершившиеся в Ханчжоу летние Азиатские игры стали самыми провальными в истории казахстанского спорта. Наши атлеты завоевали в Китае всего десять золотых наград, впервые в истории не попав в итоговый топ-10 медального зачёта – лишь 11-е место.

Пять лет назад в Индонезии результат тоже был откровенно плохим: 15 золотых медалей и 9-е место. После стабильных четвёртых-пятых мест это вызывало недоумение, представлялось просто неудачным стечением обстоятельств. Такой была и официальная позиция Министерства культуры и спорта. Тогдашний глава ведомства Арыстанбек Мухамедиулы на пальцах объяснил «определённые нюансы», которые помешали нашим спортсменам показать привычный результат. Министр-«математик», не мудрствуя лукаво, просто «дорисовал» золотые медали в тех дисциплинах, где не выступали наши лидеры (травмированный дзюдоист Сметов, отстранённая за регулярные допинговые скандалы сборная по тяжёлой атлетике, задействованные на US Open теннисисты) и вспомнил, что организаторы убрали из программы тяжёлые веса в боксе, где мы традиционно сильны. На основании этого Мухамедиулы сделал вывод, что ничего страшного не случилось, гипотетически Казахстан получил бы 26 золотых медалей и четвёртое общекомандное место.

Однако прошло три года, и в 2021-м спортивный Казахстан потерпел олимпийское фиаско, оставшись в Токио без золота и серебра. Попытки свалить всё на пандемию, из-за которой нашим спортсменам приходилось готовиться «вне привычного социума и традиционной соревновательной атмосферы», вызывали только усмешки – в подобных условиях оказались не только мы. Впрочем, был и серьёзный разбор полётов, когда многие федерации лишились своих руководителей, а в большинстве сборных сменились главные тренеры, и не по одному разу. Однако, как мы видим на примере Ханчжоу, метание громов и молний не помогло. 

Вторую Азиаду подряд пролетели мимо золота боксёры. И снова пошли сетования на предвзятое судейство. Если в 2018-м об этом говорил главный тренер Мырзагали Айтжанов, то теперь в ход пошла «тяжёлая артиллерия» в лице президента федерации Кенеса Ракишева.

Поражение действующего чемпиона мира Асланбека Шымбергенова в полуфинале от японца Окадзавы он назвал «самым несправедливым решением судей в истории Азиатских игр», а также отметил, что организаторы турнира сделали удобную жеребьёвку для местных спортсменов и сложную – для фаворитов, в том числе боксёров из Казахстана. Более того, КФБ пригрозила оспорить в суде результаты проигранных Шымбергеновым и Кариной Ибрагимовой боёв, из-за чего они остались без олимпийских лицензий.

Нашу тяжёлую атлетику весь год сотрясали допинговые скандалы, в которых оказались замешаны призёры чемпионатов мира и Азии. В итоге, в Ханчжоу команду повёз новый главный тренер, и обратно она вернулась с одной бронзовой медалью Александра Уварова.

В лёгкой атлетике у Казахстана дела не легче. Результаты не растут, ветераны, приносившие медали, завершили карьеру, а молодёжь не прогрессирует. При натурализации кенийцев нам обещали, что те «на одной ноге» пробегут свою дистанцию быстрее, чем их азиатские соперники на двоих. Но экс-чемпионка мира Нора Джеруто нарушила антидопинговое законодательство, после чего остальные «залегли на дно». Две бронзы Каролайн Чепкоэч Кипкируи – вот и всё, на что оказалась способна «кенийская бригада» на Азиаде. Лишь до третьего места допрыгнула Надежда Дубовицкая – наша единственная надежда на высокие результаты на международных турнирах. Четыре бронзовые медали на всю команду – ещё недавно у нас столько набиралось золотых. Теперь же впервые нет ни одного первого места.

Из игровиков на плаву остаются только ватерполисты, но и им с каждым годом победы достаются всё труднее. В Ханчжоу они находились в шаге от провала. По ходу матча за третье место мужская сборная уступала иранцам, но взяла верх в послематчевой серии штрафных бросков. Иран, который в своё время наши ватерполисты обыгрывали с закрытыми глазами, прогрессирует, а мы… 

В целом, примеров, когда казахстанский спорт в последние годы сделал несколько шагов назад, к сожалению, больше, чем обратных. Лучше, чем на Азиаде-2018, наши спортсмены выступили только в велоспорте, карате, стрельбе, пляжном волейболе, синхронном плавании и ушу.

Хуже – в боксе, плавании, лёгкой атлетике, академической гребле и гребле на байдарках и каноэ, борьбе, водном поло, регби-7, дзюдо, фехтовании, гимнастике, теннисе и т.д.

Спортивные чиновники пока никак не комментируют результаты Ханчжоу. Могу предположить, что они обратят внимание на то, что по общему количеству медалей Казахстан на пятом месте. А это ведь гораздо привлекательнее одиннадцатого. Тем более, при таком раскладе позади остаётся Узбекистан (шестая позиция по суммарно завоёванным наградам) – традиционный конкурент на региональном уровне.

Правда, если вернуться к привычному подсчёту, Узбекистан окажется гораздо выше: у соседа из 71-й медали – 22 золотые, официально пятое итоговое место. 

При этом наша команда, обновив национальный антирекорд по числу золотых наград, превысила все прошлые показатели по бронзе. Что дальше? Будем бить рекорды по количеству четвёртых мест?

Лента новостей

все новости